путь mingas.ru » Трубопроводная арматура » Запорная арматура. Виды, особенности, материалы и другое » Разновидности запорной арматуры для трубопроводов

Разновидности запорной арматуры для трубопроводов

Запорная арматура является разновидностью трубопроводной арматуры. Ее предназначением является изменение интенсивности потока рабочей среды, или же его полное перекрытие. К виду запорной арматура также относятся пробно-спускная и контрольно-спускная арматура (используется для контроля за выпуском воздуха, уровнем жидкой среды, отбора проб и так далее).

Запорная трубопроводная арматура предназначена для полного перекрытия потока рабочей среды.

Запорная трубопроводная арматура предназначена для полного перекрытия потока рабочей среды.

Классификация запорной арматуры

К категории запорной арматуры относятся:

Давайте рассмотрим каждый из представленных выше видов боле подробно.

Вентили и клапаны. Особенности

После 1982 года название «вентиль» упразднили и в настоящее время «клапаном» называют запорную арматуру, как с резьбовым шпинделем, так и с гладким штоком.

После 1982 года название «вентиль» упразднили и в настоящее время «клапаном» называют запорную арматуру, как с резьбовым шпинделем, так и с гладким штоком.

Запорные клапаны являются видом запорной арматуры, конструкция которого выполнена в виде клапана, то есть – запирающая часть двигается параллельно оси потока. Клапаны используют в случаях, когда есть необходимость в перекрытии проходного сечения в полном объеме.

Если более точно, то золотник (запирающая часть) принимает два крайних положения – или «полностью открыто», или же «полностью закрыто». Если есть нужда в регуляции расхода рабочей среды путем изменения сечения, то для этого используются регулирующие клапаны. Также кроме них существуют запорно-регулирующие клапаны, в которых обе эти функции совмещаются.

До 1982 года название «вентиль» носили клапаны, в которых перемещение затвора осуществлялось при помощи ходовой гайки и шпинделя. После 1982 года название «вентиль» было упразднено, и с тех пор и по сегодняшний день «клапаном» называют запорную арматуру как с гладким штоком, так и с резьбовым шпинделем.

Управление клапанами (вентильного типа) осуществляется либо вручную, либо же устройство оснащается электрическим приводом. Клапанами с гладким штоком управляют более разнообразными методами – при помощи пневматического, гидравлического или электромагнитного привода. Также имеют место варианты устройств с механическим приводом.

Клапаны на сегодняшний день с успехом применяются для различных сред. Это может быть жидкая рабочая среда или газообразная.

Клапаны на сегодняшний день с успехом применяются для различных сред. Это может быть жидкая рабочая среда или газообразная.

На сегодняшний день клапаны успешно применяются в самых разнообразных средах. Это может быть как газообразная, так и жидкая рабочая среда. Целесообразным является использование клапанов в трубопроводах с малыми диаметрами. Это необходимо для того, чтобы избежать дополнительных усилий, которые должны быть приложены для управления запорной арматурой.

Из достоинств клапанов можно отметить:

  • Простой ремонт и обслуживание;
  • Возможность применения устройств при высоких давлениях и температурных режимах, в агрессивной, коррозионной среде, в вакууме.

Несмотря на то, что конструкция клапанов имеет некоторую схожесть с задвижками, здесь имеется существенное различие – перемещение затвора осуществляется в одной оси с потоком рабочей среды. Благодаря этому отличию становятся очевидными значительные преимущества клапанов в сравнении с задвижками:

  • Малый износ уплотнительных поверхностей;
  • Обеспечить герметичность намного проще, нежели при использовании задвижек, благодаря возможности применения различных уплотнителей;
  • Малый ход затвора до положения «открыто», небольшая строительная высота и масса.

Однако, несмотря на такие достоинства, клапанам присущ и ряд недостатков:

  • Возможность застоя в отдельных зонах конструкций – скопление шлама и примесей;
  • Устройство невозможно использовать на трубопроводах с большим диаметром;
  • В сравнении с шаровыми кранами и задвижками – большое гидравлическое сопротивление.

Задвижки, краны, а также особенности их конструкций

Касательно конструкции кранов, то она основывается на том, что движущаяся деталь затвора  при вращении регулирует проход по трубе потока рабочей жидкости. Конструкции кранов подразделяются на шаровые, цилиндрические и конические, однако принцип действия всех кранов является одинаковым. В неподвижном корпусе происходит вращение пробки, благодаря которой и осуществляется регулирование потока. Краны применяются в качестве запорной арматуры. Также их можно использовать как редукционную арматуру.

Схема задвижки, регулирующейся с помощью ручного штурвала.

Схема задвижки, регулирующейся с помощью ручного штурвала.

Из достоинств кранов можно отметить следующие:

  • Использование в загрязненной и вязкой среде;
  • Малое время, необходимое для поворота;
  • Малый размер;
  • Простая конструкция.

Одним из наиболее распространенных видов запорной арматуры считаются задвижки. Данный вид арматуры успешно используется в конструкции любого трубопровода. Это могут быть промышленные отрасли, объекты жилищно-коммунального хозяйства, и так далее. В функции задвижек входит перекрытие внутреннего потока в трубопроводе. Из неоспоримых достоинств, присущих задвижкам, можно отметить:

  • Относительно небольшую строительную длину;
  • Малое гидравлическое сопротивление;
  • Неограниченные условия эксплуатации;
  • Несложная конструкция;

Однако задвижкам присущи и некоторые недостатки, а именно:

  • Быстрый износ уплотнительных поверхностей затвора и корпуса;
  • Довольно большая строительная высота, присущая задвижкам с выдвижным шпинделем;
  • Открытие и закрытие задвижки занимает достаточно много времени.

Конечно, имеют место и исключения, однако в промышленной запорной арматуре задвижки в основном применяются как регулирующий элемент среды. Главным их предназначением является использование в качестве запирающего элемента. Задвижкам свойственны только два крайних положения – «полностью открыто» и «полностью закрыто».

Что касается конструкции кранов, то она основана на том, что движущаяся деталь затвора вращается и регулирует проход потока по трубе.

Что касается конструкции кранов, то она основана на том, что движущаяся деталь затвора вращается и регулирует проход потока по трубе.

Касательно способа управления, традиционными считаются задвижки, которые регулируются при помощи ручного штурвала. Однако имеют место и варианты конструкций, которые оснащаются электрическими или гидравлическими приводами. В отдельных случаях может также применяться и пневматический привод. В случаях, когда задвижка имеет очень большой диаметр, а управление является ручным, используется специальный редуктор, который применяется с целью снижения усилий, необходимых для закрытия или открытия устройства.

В зависимости от того, какой является конструкция запорной арматуры, задвижки подразделяются на несколько видов:

Основной задачей, возложенной на задвижки, является надежное перекрытие внутреннего потока рабочей среды в трубопроводе. В большинстве случаев для производства задвижек используются сталь или чугун, однако существуют экземпляры конструкций, исполненные из специальных сплавов.

Затворы и их характеристика

Затворы, как вид трубопроводной арматуры, являются очень компактными, и производятся из стали или специальных сплавов. С их помощью несложно обеспечить надежную герметичность при выполнении функции закрытия. В затворах имеется возможность как перекрыть поток рабочей среды полностью, так и осуществить его проход в режиме, который необходим. Затворы считают одним из видов запорной арматуры, которая не только наиболее проста и удобна в эксплуатации, но и оптимальна по своей стоимости.

Из достоинств затворов как запорной арматуры можно выделить следующие:

  • Могут применяться как для больших, так и для малых диаметров труб;
  • Быстрая замена уплотнителей и простой ремонт устройства;
  •  Простота конструкции благодаря малому количеству составляющих частей;
  •  Относительно небольшие строительные масса и длина.

Из недостатков затворов можно отметить:

  • Высокий класс герметичности затвора может быть обеспечен только в конструкциях, где используется мягкий седловой уплотнитель;
  • Расположение диска в проходе – сложная очистка труб и более низкие гидравлические качества;
  • Для управления затворами, имеющими большой диаметр, целесообразным является использование редуктора.

Промышленная запорная арматура. Тонкости выбора

Выбор запорной трубопроводной арматуры самым прямым образом зависит от весьма широкого спектра параметров – температуры, степени нагрузки, необходимых функций арматуры, проходящей по трубам рабочей среды, технологического процесса и условий эксплуатации. Также не на последнем месте стоит и такой параметр, как размеры и масса арматуры, а также вид используемого привода. Также учитывается возможность герметизации. Наиболее герметичными типами запорной арматуры считаются шаровые краны с плавающей пробкой и клапаны. О том, как выбрать шаровый кран и избежать подделки, вы можете прочитать здесь.

При выборе арматуры обратите внимание на то, из какого материала изготовлена данная запорная арматура. Это могут быть такие материалы, как нержавеющая сталь, ПВХ, бронза, чугун, латунь, сталь.

Важную роль играет и тип соединения. Он зависит от большого количества факторов, таких как температура, тип рабочей среды, давление. Наибольшее распространение получила фланцевая запорная арматура, так как если есть необходимость ее замены, то ее намного удобнее и проще осуществлять, нежели при использовании резьбовой арматуры.

Если статья оказалась полезной, в качестве благодарности воспользуйтесь одной из кнопок ниже - это немного повысит рейнинг статьи. Ведь в интернете так трудно найти что-то стоящее. Спасибо!

Оставить комментарий

  

  

Ваше мнение для нас важно!

Не ругаемся, не спамим, не пустословим, стараемся писать грамотно. Не кричим (сообщения заглавными буквами). Проявляем уважение к другим участникам обсуждения, соблюдаем правила. Спасибо!

Я не робот (обязательно)

Copyright © 2009-2014 mingas.ru – Мир природного газа | на сайте Все права защищены

RATING ALL.BY Рейтинг@Mail.ru