Ремонт запорной арматуры и его особенности

Запорная арматура – важнейший элемент любого трубопровода. Неважно, промышленная ли это магистраль, предназначением которой является перекачка технических жидкостей, или же бытовой водопровод – неисправность арматуры может привести к тому, что могут возникнуть аварийные ситуации, последствия которых будут далеко не радостными. Именно по этой причине нужно выполнять ремонт и техническое обслуживание запорной арматуры, не дожидаясь, когда появятся аварийные протечки.Запорная-арматура1

Виды запорной арматуры

Если выразиться более точно, то предназначением запорной арматуры является непосредственно прерывание в трубопроводах потока рабочей среды. Однако и в бытовом обиходе в данную группу принято включать не только устройства, которые перекрывают поток, но и механизмы, назначением которых является стабилизация и регулировка потока газа или жидкости.

Обычно под понятием «запорная арматура» имеют в виду:

Вышеуказанные устройства в большинстве своем устанавливаются на бытовых сантехнических приборах. А вот на магистралях отопления или водоснабжения, которые имеют большой диаметр, используются различные конструкции задвижек. Именно об обслуживании и ремонте запорной арматуры этого типа мы и поговорим в данной статье.

Устройство клиновых задвижек

На сегодняшний день эта запорная арматура является наиболее распространенной. Ее монтаж может быть осуществлен на трубопроводах с диапазоном внутренних диаметров от 15 до 2000 миллиметров.

  • Задвижки из цветных сплавов и металлов. Данная запорная арматура может эксплуатироваться на трубопроводах, которые предназначены для транспортирования газа, а также практически любых видов жидкостей, включая также и углеводороды, имеющие большую вязкость. Данный тип задвижек, как и нержавеющая запорная арматура, не подвержен воздействию коррозии и имеет высокий эксплуатационный ресурс.
  • Стальные задвижки, в число которых входит также и арматура, исполненная из нержавеющей стали, имеют высокую устойчивость к воздействию коррозии, и могут эксплуатироваться при очень больших давлениях, вплоть до 1000 Мегапаскалей. В последнее время на рынке появились модификации данной арматуры, имеющие полимерное покрытие, обладающие улучшенными эксплуатационными характеристиками.
  • Чугунные задвижки.  Данный тип запорной арматуры имеет невысокую стоимость, и в то же время обеспечивает надежное перекрытие потока рабочей среды. Еще одним существенным преимуществом, присущим арматуре данного типа, является отличная ремонтопригодность. Чугунные задвижки могут эксплуатироваться на магистралях, в которых уровень давления достигает 160 атмосфер. Из недостатков чугунных задвижек можно отметить хрупкость чугуна, из которого исполнен корпус данных устройств. Также данный тип запорной арматуры не рекомендуется использовать в условиях отрицательных температур.

Принцип, по которому действуют задвижки, основывается на повороте шпинделя, передающего усилие и тем самым смещающего клин, который прижимает запорные элементы к внутренним стенкам корпуса задвижки. За счет этого действия осуществляется перекрытие потока рабочей среды. Основная часть поломок запорной арматуры связана с выходом из строя шпинделя, уплотнений, или же нарушением герметичности корпуса, что особенно часто случается у чугунных задвижек.

Ремонт запорной арматуры – возможные неисправности

Работоспособность и долговечность запорной арматуры сильно зависит от того, правильно ли организован комплекс планово-предупредительных ремонтов и профилактического обслуживания.

В комплекс работ включены следующие мероприятия:

  • Проверка работоспособности арматуры и плановый осмотр. Корпус арматуры должен постоянно очищаться от грязи и пыли, а все элементы должны быть тщательным образом смазаны. Также не нужно пренебрегать таким профилактическим этапом, как промывка задвижки. Это объясняется тем, что большое количество технических жидкостей в своем составе имеют песок и другие виды механических примесей. Когда они осаждаются на поверхность перекрывающих и уплотнительных элементов, то не дают возможности полного перекрытия потока рабочей среды. Помимо этого, движение подобных примесей может привести к тому, что будут повреждены рабочие элементы задвижки, а также появятся вмятины, задиры.
  • Текущий ремонт запорной арматуры не требует ее демонтажа с трубопровода, и может быть осуществлен непосредственно на месте установки арматуры. Для этого необходимо произвести отключение участка трубопровода, на котором установлена нуждающаяся в ремонте запорная арматура.

Ремонта-запорной-арматуры-300x168Очень часто ремонт заключается в том, что производится зачистка уплотнений. Для осуществления данной цели следует извлечь из корпуса арматуры запорный механизм.

При очистке уплотнения при помощи ножа, следует следить, чтобы его лезвие контактировало со всей поверхности уплотнителя. Если это не будет соблюдаться, то могут образоваться новые царапины.

Если на диске имеют место небольшие царапины, можно произвести притир элементов по месту. Грубую притирку можно произвести, воспользовавшись закрепленной на основу наждачной бумагой, а окончательная доводка производится путем применения специально предназначенных для этого паст. Для этой цели хорошо подходит паста ГОИ ,которая дает возможность качественно отшлифовать поверхность диска.

Если на уплотнительных элементах имеются существенные повреждения (царапины, глубина которых больше 0,5 миллиметра), то следует произвести замену запорного элемента, так как при помощи ручной притирки дефекты такого типа устранить очень проблематично. Для того чтобы не останавливать работу трубопровода на длительный период времени, следует иметь в наличии запас запасных частей. Также могут быть использованы комплектующие от вышедших из строя по иным причинам старых задвижек. Если же случай поломки очень тяжелый, то придется демонтировать данную запорную арматуру, чтобы выполнить ее ремонт уже в заводских условиях.

Стенды-для-гидравлических-и-пневматических-испытаний-трубопроводной-арматурыДля того, чтобы выполнять работы по притирке рабочих поверхностей, используются специальные плоскошлифовальные и внутришлифовальные станки. В комплект оборудования для ремонта запорной арматуры также входят такие устройства, как притиры. Форма данных устройств должна подбираться индивидуально к каждой задвижке. Это позволит получить максимальное качество обработки. Конфигурации поверхностей системы должны быть практически идентичными. Материал. Из которого производится изготовление притиров, должен быть мягче поверхности устройства. Это необходимо для более легкого поиска неровностей на поверхностях рабочих частей запорной арматуры.

Работа выполняется с использованием особой притирочной пасты, в состав которой входят абразивные материалы. Окончательную обработку производят с использованием составов на алмазной основе. После того, как работы по притирке завершены, все остатки материалов необходимо при помощи машинного масла смыть с поверхностей задвижки.

Неисправности шпинделя

В запорной арматуре шпиндель также может выйти из строя. Чаще всего в данной детали имеют место такие виды неисправностей:

  • В сальниковой набивке нарушена герметичность, вследствие чего рабочая жидкость протекает через шпиндель. Для того чтобы устранить данный вид неисправности, следует разобрать арматуру и удалить сальниковую набивку. После этого нужно тщательным образом отчистить шпиндель, проверить его состояние, а также осмотреть его на предмет нарушения геометрии и отсутствие коррозии. Если шпиндель имеет существенные повреждения, ремонт регулирующей и запорной арматуры заключается в том, что необходимо произвести замену неисправного элемента на рабочий. После этого следует в обратной последовательности собрать задвижку, с нанесением новой сальниковой набивки.
  • Еще одной довольно распространенной неисправностью является то, что шпиндель  задвижки не вращается при повороте маховика. Для того чтобы устранить данную неполадку, необходимо открутить фиксирующую гайку, после чего снять маховик арматуры. После этого нужно запилить на шпинделе новые прямоугольные грани, на которые можно будет надеть маховик, который после данного ремонта будет сидеть по шпинделю несколько ниже.
  • Еще одной часто встречающейся ситуацией является то, что задвижка не открывается, несмотря на то, что шпиндель и маховик вращаются. В данном случае проблема состоит в том, что нарушено сцепление нижней части шпинделя и диска, либо же закругление (нарушение) его граней. Для того, чтобы произвести ремонт, следует разобрать задвижку и соединить шпиндель и диски. В случае закругления граней им можно вернуть форму, воспользовавшись методом ковки. Если же такая возможность отсутствует, придется произвести замену шпинделя полностью.


В целом запорная арматура отличается достаточно высокой надежностью, и имеет отличную ремонтопригодность. Главное – не забывать в нужное время проводить профилактическое обслуживание.

Если статья оказалась полезной, в качестве благодарности воспользуйтесь одной из кнопок ниже - это немного повысит рейнинг статьи. Ведь в интернете так трудно найти что-то стоящее. Спасибо!

Оставить комментарий

  

  

Ваше мнение для нас важно!

Не ругаемся, не спамим, не пустословим, стараемся писать грамотно. Не кричим (сообщения заглавными буквами). Проявляем уважение к другим участникам обсуждения, соблюдаем правила. Спасибо!

Я не робот (обязательно)

Copyright © 2009-2014 mingas.ru – Мир природного газа | на сайте Все права защищены

RATING ALL.BY Рейтинг@Mail.ru