Запорная арматура – ее виды и применение

Запорная арматура нашла широкое применение в самых разных областях промышленности. Данный тип трубопроводной арматуры можно подразделить на два типа – арматуру, предназначенную для того, чтобы применять в особых условиях, а также имеющую общетехническое значение.Все виды запорной арматуры изготавливаются из ковкого чугуна или стали.

Запорная арматура, которая имеет общетехническое значение, нужна в строительстве, разнообразных промышленных отраслях. Данный тип арматуры эксплуатируется на паропроводах, газопроводах, водопроводах. Все виды запорной арматуры исполняются из стали либо ковкого чугуна. Они контактируют с различными рабочими средами – маслами, газом, паром, водой. К запорной арматуре относится полнооткрывающаяся арматура – вентили, пробковые краны, арматура с проходным каналом, имеющим строение трубки Вентури.

Характеристика основных видов запорной арматуры

Промышленное производство всех видов арматуры, что входят в понятие «запорная», включает в себя изготовление заслонок, задвижек, вентилей (клапанов), кранов. У запорных вентилей размеры варьируются в диапазоне вплоть до 300 миллиметров диаметра прохода (Dy). В основном запорные вентили эксплуатируются в тупиковых участках трубопроводов. Также они могут использоваться для сильфонного уплотнения шпинделя.

Широкое распространение получили заслонки и шаровые краны простой конструкции. Также популярны и задвижки, которые, помимо несложности устройства, обладают такими достоинствами, как небольшое гидравлическое сопротивление и малая длина. Задвижки бывают двух видов – клиновые и параллельные двухдисковые. Если давление не очень большое, используются двухдисковые задвижки, при больших же давлениях эксплуатируются клиновые задвижки. Клин у них может быть составным, упругим либо цельным.

Для чего нужны краны? Их назначение и виды

Виды шаровых кранов.

Виды шаровых кранов.

Установка кранов производится на газопроводах, паропроводах, водопроводах, трубопроводах. Характерными чертами ,присущими эксплуатируемым кранам, являются незначительное сопротивление и малые размеры. Масса кранов колеблется в диапазоне от 0,881 кг и до 8,64 кг.

Наиболее широкое распространение получили два вида кранов  — шаровые и пробковые. В зависимости от того, каким является способ герметизации, они также подразделяются на сальниковые и натяжные.

К трубопроводу присоединение кранов осуществляется посредством использования фланца, муфты, либо же они к нему привариваются. Чугунные  муфтовые пробковые газовые краны эксплуатируются на трубопроводах, в которых рабочей средой является природный газ. Рабочая температура не превышает 50 градусов Цельсия. Установка может быть произведена в любом положении. Исполняются из чугуна. С трубопроводом данный тип кранов соединяется посредством использования резьбовой муфты. Параметры для работы данного типа кранов такие: tp< 50°С, рабочее давление — Pp=0,1 МПа.

Еще один вид кранов – сальниковые муфтовые чугунные. Их установка производится на трубопроводах, в которых рабочей средой является нефть или вода. Рабочая температура данного типа кранов – не больше ста градусов Цельсия. При установке кран может находиться в любом положении. Исполняются из чугуна. Основными деталями такого крана являются сальник, пробка и корпус. Сальник набивается резиной либо пенькой. Давление среды составляет Pp= 1,0 МПа, если tp< 100°С, где Pp — давление, а tp °С — рабочая температура среды.

Виды фланцевых кранов.

Виды фланцевых кранов.

Краны, имеющие малые размеры, или шаровые, характеризуются тем, что имеют небольшое сопротивление, однако одновременно с этим обладают высоким качеством. Благодаря этому данный тип кранов может эксплуатироваться на трубопроводах с большими диаметрами. Кран исполняется из чугуна, а для уплотнительных колец используется фторопласт. Набивка сальников осуществляется с использованием пеньки. Давление в рабочей среде должно быть Pp = 1,0 МПа, а tp< 100°С.

Стальные фланцевые краны соединяются с трубопроводом посредством использования фланцев. Для кранов больших размеров предусматривается установка червячного редуктора. Кран исполняется из стали, управление им осуществляется посредством маховика. На трубопроводах, осуществляющих транспортировку газа при диапазоне температур от минус 40 до +70 градусов Цельсия, используются краны с патрубками под приварку, или же краны со смазкой фланцевые стальные. Данный тип кранов устанавливается только в вертикальном положении. Работа этих кранов осуществляется при высоких и низких температурах, в диапазоне от минус 40 до +40 градусов Цельсия. Управление данным типом кранов осуществляется дистанционно, одновременно можно ими управлять и посредством использования маховика.

Запорные вентили. Их устройство и использование

Схема устройства запорного вентиля.

Схема устройства запорного вентиля.

Чаще всего используются некоторые виды запорных вентилей, установка которых производится на трубопроводах, и управление которыми осуществляется как дистанционно так и вручную, с использованием электропривода либо маховика.

У запорных муфтовых чугунных вентилей уплотнение запорного органа осуществляется при помощи кольца из фторопласта 4, или же кольцом из кожи или резины. Данный тип вентилей устанавливается на трубопроводах, в которых в качестве рабочей среды используются воздух, вода, пар. Соединение осуществляется посредством резьбовых муфт. Набивка сальника – пропитанный асбест АП.

В трубопроводах, которые осуществляют транспортировку воды при температуре, не превышающей 50 градусов Цельсия, устанавливают запорные муфтовые вентили, исполненные из чугуна. Данный тип вентилей работает в любом положении. Подача воды осуществляется в золотник. Корпус вентиля исполняется из чугуна, материал уплотнительного кольца – кожа, материал всех прокладок – паронит. Набивка сальников – асбест.

В трубопроводах, осуществляющих транспортировку воздуха или воды с температурой среды +45 градусов Цельсия, эксплуатируются запорные вентили с электромагнитным приводом. Данный тип вентилей работает при температурах до +50 градусов Цельсия. При установке вентиля электромагнитный привод должен быть направлен вверх. Корпус вентиля исполняется из чугуна, золотник и крышка – из стали. Вентиль может управляться как при помощи электромагнитного привода, так и вручную.

Заслонки – устройство и назначение

Виды заслонок.

Виды заслонок.

Заслонки используются на трубопроводах с диаметрами до 2200 миллиметров. Благодаря простоте устройства, легкости управления, относительной дешевизне и небольшому весу заслонки получили довольно широкое распространение. Управление заслонками несложное, и может осуществляться как вручную, так и при помощи гидропривода или пневмопривода. К управляемым электроприводам относятся заслонки с диаметром 300-1600 мм на Ру = 1,0 МПа.

На трубопроводах, осуществляющих транспортировку воды, устанавливаются бесфланцевые заслонки на Ру = 1,0 МПа. Уплотнение запорного органа осуществляется за счет запорного кольца, установка которого производится в канавке диска. Поворотный вал соединяется с корпусом устройства, а манжета – с кольцами из резины, уплотняя тем самым их подвижное соединение. Весь корпус заслонки исполняется из чугуна, а поворотный вал – из стали.

Установка заслонок, которые управляются при помощи электропривода, осуществляется последним вверх, а приводной вал при этом расположен в вертикальном положении. Заслонки, которые управляются вручную, могут быть установлены в любом положении.

С трубопроводом заслонки соединяются при помощи фланцев либо сварки. Управление – с помощью электропривода либо вручную. Для заслонок, диаметр которых составляет от 300 до 600 миллиметров, предусматривается установка редуктора, который обеспечивает управление вручную. Уплотнитель – кольцо, исполненное из резины, расположенное на диске. Соединение поворотного вала с корпусом подвижное, уплотненное втулкой с запорными кольцами.

Электроприводы к бесфланцевым стальным заслонкам на Ру =1,0 МПа имеют диаметр Ру от 1200 до 200 мм, мощность от 3 до 5,2 кВт. Время закрытия либо открытия колонки составляет от 1,5 до 1,8 минут.

Задвижки – запорные устройства на технологических линиях

Виды задвижек.

Виды задвижек.

Задвижки – это устройства, имеющие небольшую длину. Они эксплуатируются на технологических линиях и магистралях. В устройстве задвижек предусмотрено наличие шпинделя, который может быть выдвижным или невыдвижным. Для открытия-закрытия прохода шпиндель делает достаточно большое количество оборотов, поэтому задвижки такого типа оборудованы электроприводом. У клиновых задвижек шпиндель исполнен из чугуна, невыдвижной, фланцевый, давление Ру = 0,25 МПа. Управление задвижками осуществляется дистанционно. Диапазон диаметров варьируется от 15 до 2000 миллиметров, а масса – от 1,772 до 14,015 килограмм. Установка задвижки осуществляется вертикально, электроприводом вверх. Также задвижку можно поставить таким образом, чтобы положение шпинделя было горизонтальным. Для этого роликоподшипник и червячную пару покрывают очень густой смазкой. Электропривод должен располагаться на опоре.

Присоединение к трубопроводу фланцевое, основные детали исполнены из чугуна, прокладка – из паронита, сальниковая набивка – из пропитанного асбеста. Конструкция клина – упругая либо жесткая.

Для трубопроводов, осуществляющих транспортировку топливного газа, и температура подачи для которых достигает ста градусов Цельсия, используются двухдисковые клиновые задвижки, исполненные из чугуна, с невыдвижным шпинделем. Установка производится в любом положении, управление – ручное. Запорный орган уплотняется расположенными в корпусе и на дисках кольцами из чугуна, в качестве прокладки используется паронит.

На трубопроводах, что осуществляют транспортировку коксового газа, устанавливаются клиновые двухдисковые задвижки. Они исполнены из чугуна, имеют выдвижной шпиндель. Помещаются в рабочую среду, имеющую давление Рр = 1,8 МПа для задвижки с диаметром 1300 мм и температуру 200°С. Задвижки с большим диаметром, составляющим 1500 мм, эксплуатируют при температуре 85°С и Рр = 0,05 МПа. Управляется она при помощи электропривода мощностью 3 кВт. В задвижке стойка, диски, крышка и корпус исполнены из чугуна, а шпиндель – из стали. Сальниковая набивка используется из асбеста.

На трубопроводы, по которым осуществляется перекачка масла и нефти, устанавливаются сварные стальные клиновые задвижки, снабженные выдвижным шпинделем и патрубками. Установка таких задвижек осуществляется в среде с температурой, на превышающей 250 градусов Цельсия. Установка задвижек осуществляется в любом положении. Вся задвижка исполняется из углеродистой стали.

Специальная запорная арматура, предназначенная для агрессивных сред

Запорная арматура, эксплуатация которой осуществляется в особых средах, подразделяется на несколько основных типов, куда входят задвижки, вентили и краны. Выбор установки, относящейся к тому или винному виду, зависит от большого количества показателей непосредственно рабочей среды. Учитываются надежность арматуры, эксплуатационный срок, герметичность, и многое другое. Нашли распространение такие устройства, как шланговые клапаны, шаровые краны, диафрагмовые вентили.

Вентили являются наиболее часто применяемой в агрессивных средах запорной арматурой. У вентилей седло и золотник надежно сопряжены, благодаря чему отсутствует трение. Сальниковые узлы заменены на сильфонные. Недостатком вентилей является то, что они создают большое гидравлическое трение.

В жидких средах производят установку муфтовых латунных запорных вентилей (рабочее давление Рр = 1,6 МПа), которые могут устанавливаться в любом положении. Вентиль присоединяется к трубопроводу посредством муфты. Сальник набивается асбестом, а корпус изделия исполнен из латуни.

В парообразных средах при температуре, не превышающей 50 градусов Цельсия, и при Рр = 1 МПа вентили имеют уплотнительное кольцо, которое исполнено из латуни. Аналогичное кольцо на золотнике исполнено из резины, также может применяться и кольцо из кожи. Набивка сальника – асбест.

Запорные вентили, гуммированные на Ру =0,6 МПа, имеют защитное покрытие, которое состоит из резины. Диафрагмовые вентили эксплуатируются в среде с диапазоном давлений от 0,6 до 1,6 МПа. В качестве материала, из которого исполняется защитное покрытие и мембрана, используются фторопласт, резина или полиэтилен.

Сильфонные запорные вентили, исполненные из коррозионностойкой стали, устанавливаются для эксплуатации при температуре до 350 градусов Цельсия. Работают на вакууме до 0,5 Па. К трубопроводу присоединяются посредством фланцев. Также возможно присоединение цапками либо патрубками. Между крышкой и корпусом устанавливается паронитовая прокладка, однако имеют место и соединения, где прокладки не устанавливаются. Управление вентилем осуществляется вручную. У запорных фланцевых фарфоровых вентилей весь корпус исполнен из фарфора, так как глазурь относится к материалам, стойким к воздействию коррозии.

Задвижки в агрессивных средах особого применения не нашли. Не применяются задвижки с выдвижным шпинделем, нельзя также использовать сильфон. У задвижек с выдвижным шпинделем сильфон делает в сальнике излишне большой ход, вследствие чего сальник быстро изнашивается. Также задвижки для агрессивных сред требуют больших затрат коррозионностойкой стали для покрытия, вследствие чего их себестоимость становится излишне высокой.

Если статья оказалась полезной, в качестве благодарности воспользуйтесь одной из кнопок ниже - это немного повысит рейнинг статьи. Ведь в интернете так трудно найти что-то стоящее. Спасибо!

Оставить комментарий

  

  

Ваше мнение для нас важно!

Не ругаемся, не спамим, не пустословим, стараемся писать грамотно. Не кричим (сообщения заглавными буквами). Проявляем уважение к другим участникам обсуждения, соблюдаем правила. Спасибо!

Я не робот (обязательно)

Copyright © 2009-2014 mingas.ru – Мир природного газа | на сайте Все права защищены

RATING ALL.BY Рейтинг@Mail.ru