Задвижка против клапана седельного типа

Клиновая задвижка

Клиновая задвижка

На сегодняшний день российские промышленные предприятия получили в свое распоряжение широчайший спектр самой разнообразной трубопроводной арматуры, среди которой особое место занимают клапаны и задвижки. Это объясняется тем, что данные типы трубопроводной арматуры могут заменять  друг друга в отдельных случаях. Однако то, что в конструкции задвижек и клапанов имеются существенные различия, приводит к тому, что в одних более целесообразным является использование клапанов, а в других – задвижек.

В этой статье мы попробуем разобраться в принципиальных различиях задвижек и седельных клапанов, и выяснить, какую арматуру лучше использовать в различных ситуациях. Начнем, конечно же, с описания, как первого, так и второго типа обсуждаемой трубопроводной арматуры.

Конструкция клапанов и задвижек

Главной особенностью задвижек является то, что в данной трубопроводной арматуре листовой, дисковый или клиновый затвор (в зависимости от типа задвижки) при закрытии/открытии движется перпендикулярно потоку рабочей среды. Также здесь стоит отметить, что задвижки подразделяются на несколько типов, в зависимости от характера движения шпинделя и конструкции прохода.

Клапан запорно-регулирующий седельный

Клапан запорно-регулирующий седельный

Различают суженные задвижки, в которых диаметр прохода является большим, чем диаметр уплотнительных колец, а также полнопроходные. Касательно конструкции шпинделя, то следует отметить, что различают задвижки с вращающимися невыдижными штоками (с радиальным движением шпинделя) и задвижки с выдвижными штоками (с поступательным и винтовым движением шпинделя).

У клапанов конструкция является иной, и одним из главных отличий клапанов от задвижек является то, что в клапанах движение затвора (в данном случае конусообразного или тарелкообразного) является параллельным потоку среды вдоль поверхности седла клапана. В зависимости от типа конструкции различают регулирующие, запорные, запорно-регулирующие, невозвратно-запорные (они совмещают в себе функции и первого, и второго вышеназванных типов трубопроводной арматуры), а также другие типы клапанов, к примеру — предохранительные, которые предназначаются для сброса излишков давления в трубопроводной системе. Общее название данных клапанов — седловые или седельные, так конструкция этой трубопроводной арматуры подразумевает наличие одного либо двух седел.

Запорные клапаны, работающие только на закрытие и открытие потока рабочей среды, то есть, имеющие только два крайних положения, являются односедельными, а запорно-регулирующие и регулирующие клапаны, которые рассчитаны на более тонкое управление рабочей средой, могут иметь как одно, так и пару седел.

Выводы. Есть ли универсальный тип арматуры

Итак, существует ли универсальный тип трубопроводной арматуры, который может эксплуатироваться с различными давлением, температурой и средами в трубопроводных системах с любым диаметром проходного сечения? Как нам удалось выяснить, такой трубопроводной арматуры нет, исключение – трубопроводы очень большого диаметра. В остальных случаях более целесообразным является использование седловых клапанов вместо задвижек. Рассмотрим почему.

Во-первых, при работе с любыми средами клапаны показали себя очень хорошо. А если использовать клапаны с сильфонным уплотнением штока, то они могут применяться даже в самых высокотоксичных средах без риска утечки. Это объясняется тем, что, в отличие от сальниковых уплотнений, сильфонные уплотнения исключают утечки по штоку.

Во-вторых, клапаны существенно легче поддаются ремонту, и намного проще в обслуживании, чем задвижки.

В-третьих, по массогабаритным характеристикам клапаны также имеют выгодные отличия от задвижек, то есть, они и легче, и меньше, чем задвижки.

В-четвертых, задвижки могут использоваться в качестве запорно-регулирующей арматуры использоваться могут, однако это сопряжено с серьезными техническими проблемами, тогда как клапаны могут эксплуатироваться и как регулирующая, и как запорная, и как запорно-регулирующая трубопроводная арматура.

В-пятых, при перекрытии потока рабочей среды в трубопроводе клапаны обеспечивают качественно лучший уровень герметичности, в сравнении с задвижками.

В-шестых, благодаря особенностям, имеющимся в конструкции клапанов, их уплотнения существенно эффективнее и долговечнее, чем у задвижек.

И в-седьмых, параллельный ход затвора клапана к потоку рабочей среды дает возможность существенно легче управлять затвором, благодаря чему, в отличие от задвижек, клапаны практически не подвержены заклиниванию.

Учитывая все преимущества клапанов, описанные выше, даже при наличии таких недостатков, как невозможность регулирования потока рабочей среды в разных направлениях и повышенное гидравлическое сопротивление клапанов, тем не менее, в трубопроводных системах малого и среднего диаметра седельные клапаны являются наиболее предпочтительным решением.

Если статья оказалась полезной, в качестве благодарности воспользуйтесь одной из кнопок ниже - это немного повысит рейнинг статьи. Ведь в интернете так трудно найти что-то стоящее. Спасибо!

1 комментарий к статье Задвижка против клапана седельного типа

  • orenkompru (0)
    1

    Главным преимуществом клапанов седельного типа является то, что их конструкция позволяет минимизировать усилие необходимое для перекрытия среды за счёт движения затвора параллельно потоку. Благодаря этому клапаны ARCA можно использовать в тех случаях, когда высокое давление среды не позволяет применять задвижки, у которых движение штока происходит перпендикулярно потоку, а значит подвержено значительным нагрузкам.

Оставить комментарий

  

  

Ваше мнение для нас важно!

Не ругаемся, не спамим, не пустословим, стараемся писать грамотно. Не кричим (сообщения заглавными буквами). Проявляем уважение к другим участникам обсуждения, соблюдаем правила. Спасибо!

Я не робот (обязательно)

Copyright © 2009-2014 mingas.ru – Мир природного газа | на сайте Все права защищены

RATING ALL.BY Рейтинг@Mail.ru