Интересный инцидент произошел с плавучей буровой платформой «Петр Годованец», которую Украина недавно приобрела. Данная платформа выдержала длинный путь из Сингапура до украинских берегов, однако едва не застряла недалеко от пункта назначения, в русских территориальных водах.
Покупка платформы сопровождалась скандалом. Покупатель ее, ГАК «Черноморнефтегаз», приобрел установку в марте 2011 года за 400 миллионов долларов на тендере. Газета «Зеркало недели» провела расследование и выяснила, что цена ее была завышена на 150 миллионов долларов, а сама сделка проводилась через подставного латвийца.
Юрий Бойко, министр энергетики Украины, ответил на эти обвинения. Он назвал их заказными с целью сорвать добычу газа страной на Черноморском шельфе. Его позицию укрепил «Нафтогаз», приведя такие показатели: с помощью двух таких платформ Украина сможет в 3 раза увеличить объемы добычи природного газа на Черном море, что окупит их покупку уже в 2014 году. А 400 миллионов долларов — это стоимость все 1 миллиарда кубометров природного газа, при том, что в 2012 году Украина купит у «Газпрома» 27 миллиардов.
Для начала добычи газа нужно доставить платформу к месту разработки. Вторую платформу привезут в следующем году. Юрий Бойко обещал, что к 1 мая «Петр Годованец» уже будет в территориальных водах Украины. Однако этому не суждено было сбыться.
Из Сингапура в Стамбул платформа приплыла в разобранном виде. В сборе она бы просто не прошла под мостами проливов Босфор и Дарданеллы. В Стамбуле платформу собрали, так как у Украины нет технических возможностей для таких операций. Над сборкой трудились 300 человек в течение всей зимы. К концу апреля специалисты завершили тестирование восстановленной платформы.
Буксировать такой объект по морю было слишком рискованно и было принято решение идти вдоль берега. На пути были территориальные воды Грузии и России. И вот при пересечении границы РФ возникли трудности. Российская сторона выдвинула претензии о несоблюдении норм морского законодательства при перемещении подобных плавучих платформ.
По мнению экспертов, препятствование ходу платформы носит чисто экономический и политический характер. Ведь России совсем не нужно, чтобы Украина наращивала добычу своего газа и уменьшала зависимость от «Газпрома». Тем более что на данный момент это самый выгодный для России покупатель природного газа.
В итоге «Черноморнефтегаз» решил поменять маршрут, чтобы не терять время на бюрократическую волокиту. Из порта Синоп «Петр Годованец» пересечет Черное море по прямому маршруту к Крыму, пользуясь хорошей погодой. Выход намечается на утро 5 мая, субботу.
На данный момент «Петр Годованец» является самой технологичной платформой во всем Черном море. Она может вести бурение на глубинах до 120 метров. Для сравнения, румынские платформы работают лишь на 91 метре, украинские буровые «Сиваш» и «Таврида» вообще лишь до 76 метров. Таким образом, введение в работу двух новейших платформ позволит Украине выйти в лидеры по освоению черноморского шельфа. Сейчас шельф Черного моря освоен всего на 4%.
По материалам издания «Украiна Молода».
Оставить комментарий