путь mingas.ru » Новости » Киев и Ашгабат договорились о поставках туркменского газа в Украину (Видеорепортаж)

Киев и Ашгабат договорились о поставках туркменского газа в Украину (Видеорепортаж)

16, Сентябрь, 2011

15 сентября 2011. Украина.

Киев и Ашгабат договорились о поставках туркменского газа в Украину. Источники во власти сообщили ZN.UA, что договоренности между странами достигнуты, остались детали.

Проблема в том, что единственный путь, по которому сегодня туркменский газ может попасть в нашу страну, — российская газотранспортная система. Только Россия не желает пропускать газ в Украину по своей территории: не в интересах Москвы, чтобы Киев соскочил с российской «газовой иглы». Тем более что, отказавшись ратифицировать энергетическую хартию, РФ не обязана облегчать транзит энергоносителей третьих стран через свою территорию.

Позиция Москвы по вопросу транзита туркменского газа делает малореалистичными планы Киева по доставке туркменского газа по суше. Во всяком случае, в ближайшие годы.

И все же нынешняя украинская власть надеется, что украинско-туркменское газовое сотрудничество будет возобновлено. Ведь существует еще проект Транскаспийского газопровода, который активно лоббируют Европейский Союз и Соединенные Штаты. Но имеются и риски, затрудняющие его реализацию.

Идея Транскаспийского газопровода состоит в том, чтобы подключить Туркменистан к проекту «Набукко», который призван уменьшить энергетическую зависимость Европейского Союза от России: проложенный по дну Каспийского моря 300-километровый трубопровод должен соединить Туркменистан и Азербайджан, а далее по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум туркменский газ поступит потребителям в Центральной и Южной Европе. На минувшей неделе в рамках единой энергетической стратегии Евросоюз уже одобрил мандат Еврокомиссии на проведение переговоров с Ашгабатом и Баку по заключению юридически обязывающего договора на строительство данного трубопровода. При благоприятном стечении обстоятельств по этой трубе газ может транспортироваться уже через четыре-пять лет.

В Киеве рассчитывают, что, в случае реализации проекта Транскаспийского газопровода, наша страна стала бы получателем туркменского газа. Для этого необходимо, чтобы в Туркменистане был построен трубопровод Восток-Запад, соединяющий крупные газовые месторождения в восточной части страны с туркменским побережьем Каспийского моря. Далее провести ответвление от газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум к черноморскому побережью Грузии, там же построить завод по сжижению природного газа и терминал по его отгрузке, а на украинском побережье Черного моря — терминал-регазификатор.

Каждый этап проекта является критическим. И все же есть надежды, что он будет реализован. Ашгабат делает все, чтобы ввести в эксплуатацию альтернативные российскому газопроводы и вырваться из транзитной зависимости от Москвы. К тому же, туркменскому режиму нужны газодоллары для поддержания внутриполитической стабильности в стране.

А вот отношение Азербайджана к Транскаспийскому газопроводу не столь однозначно. И это делает позицию Баку ключевой в реализации проекта Транскаспийского газопровода и в дальнейшем транзите туркменского газа к черноморскому побережью.

Попросту говоря, Азербайджан и Туркменистан — конкуренты в поставках газа на европейский рынок. Поэтому Баку будет делать многое для того, чтобы самостоятельно наполнить собственным газом «Набукко» и затянуть реализацию Транскаспийского газопровода.


16 сентября.

Какая труба до Киева доведет?

Как только начинаются украинско-российские газовые войны, Киев вспоминает об альтернативе — Турк­менистане, стране, обладающей четвертыми в мире разведанными запасами голубого топлива. Вот и побывавший на минувшей неделе в Ашгабате Виктор Янукович заявил, что Украина заинтересована в возобновлении полноценного сотрудничества в области нефти и газа. Что ж, Туркменистан готов продавать газ Украине: источники во власти сообщили ZN.UA, что договоренности между Киевом и Ашгабатом достигнуты, остались детали. Вот о них-то и поговорим.

Проблема в том, что единственный путь, по которому сегодня туркменский газ может попасть в нашу страну (как и любой иной центральноазиатский), — российская газотранспортная система. Да только Россия не желает пропускать газ в Украину по своей территории: не в интересах Москвы, чтобы Киев соскочил с российской газовой иглы. Тем более что, подписав, но не ратифицировав Энергетическую хартию, РФ хотя и обязана обеспечивать свободу транзита энергоносителей третьих стран через свою территорию, но не собирается делать это. Для Кремля газ и нефть — энергетическое оружие, обладание которым позволяет России чувствовать себя геополитическим актером, диктовать свои условия другим странам, напрямую влиять на их внутреннюю экономическую и политическую ситуации.

Неизменная позиция Москвы по вопросу транзита туркменского газа делает малореалистичными планы Киева по доставке туркменского газа по суше. Во всяком случае, в ближайшие годы. И все же нынешняя украинская власть лелеет надежду, что украинско-туркменское газовое сотрудничество будет возобновлено. Ведь туркменский газ в Украину можно доставлять не только по существующим с советских времен маршрутам. Проект Транскаспийского газопровода, который активно лоббируют Европейский Союз и Соединенные Штаты, является серьезной альтернативой. Но имеются и риски, затрудняющие его реализацию. И дело не столько в том, что в условиях кризиса евро, замедления темпов роста мировой экономики трудно привлечь инвесторов к финансированию подобных проектов. И не только в вопросе безопасности и стабильности в Южнокавказском и Каспийском регионах.

Идея Транскаспийского газопровода состоит в том, чтобы подключить Туркменистан к проекту «Набукко», который призван уменьшить энергетическую зависимость Европейского Союза от России: проложенный по дну Каспийского моря 300-километровый трубопровод должен соединить Туркменистан и Азербайджан. Далее с частичным использованием существующего Южнокавказского газопровода туркменский газ может поступить либо в «Набукко», либо на черноморское побережье Грузии. Отсюда газ может транспортироваться до потребителей на западном побережье Черного моря и далее в Центральную и Южную Европу либо через сжижение и танкерами, либо по «Белому потоку». На минувшей неделе в рамках единой энергетической стратегии Евросоюз уже одобрил мандат Еврокомиссии на проведение переговоров с Ашгабатом и Баку по заключению юридически обязывающего договора на строительство данного трубопровода. При благоприятном стечении обстоятельств по этой трубе газ может транспортироваться уже через четыре-пять лет.

В Киеве рассчитывают, что, в случае реализации проекта Транс­каспийского газопровода, наша страна стала бы получателем туркменского газа. Для этого также необходимо, чтобы в Турк­менис­тане был построен трубопровод Восток-Запад, соединяющий крупные газовые месторождения в восточной части страны с туркменским побережьем Каспий­ского моря. Далее необходимо либо проложить паралельный трубопровод в створе Южно­­­кавказского кори­дора, либо выполнить ответвление от газопровода Баку-Тбилиси-Эрзе­рум к черноморскому побережью Гру­зии, там же построить завод по сжижению при­род­ного газа и терминал по его отгрузке, а на украинском побережье Черного моря — терминал-регази­фи­катор.

Каждый этап проекта является критическим. И все же есть надежды, что он будет реализован. Ашга­бат делает все, чтобы ввести в эксплуатацию в дополнение к китайскому и иранскому проектам аль­тер­нативные российскому газопроводы и вырваться из опостылевшей транзитной зависимости от Москвы. К тому же, туркменскому режиму нужны газодоллары для поддержания внутриполитической стабильности в стране.

Пытаясь избавиться от опеки Кремля, туркменское руководство ныне развивает энергетические проекты с Китаем, Ираном, Европейским Союзом. Расширены мощности газопровода Туркменистан-Иран до 20 млрд. куб. м, введен в эксплуатацию газопровод Туркменистан-Китай. Сейчас этот трубопровод еще не выведен на полную проектную мощность, по нему пока поставляется около 10 млрд. куб. м газа. Но через пару лет он должен будет транспортировать до 40 млрд. куб. м. Поскольку диверсификация маршрутов стала вопросом выживания страны и правящего режима, для Ашгабата желание присоединиться к проекту «Набукко» выглядит естественным.

«Отношение Азербайджана к Транскаспийскому газопроводу не столь однозначно, как может казаться на первый взгляд. На словах-то азербайджанское руководство выступает за его реализацию. А на деле все далеко не так», — считает директор энергетических программ Центра НОМОС Михаил Гончар. Примечательно, что первая реакция Баку на информацию о том, что Евросоюз одобрил мандат Еврокомиссии на проведение переговоров по строительству трубопровода, была достаточно прохладной. Президент государственной нефтегазовой компании Азер­байджана (ГНКАР) Ровнаг Абдул­лаев заявил, что Транскаспийский газопровод «не является нашим проектом»: «Это проект между Туркменистаном и Европейским Союзом».

Хотя чему удивляться? Если Туркменистан в последние годы делает все, чтобы уменьшить зависимость от российской трубы и при этом увеличить свой газовый экспорт, то Азербайджан заинтересован не только в том, чтобы завязать на себе транзит каспийского газа в европейские страны-потребители: он ведет игру на повышение цены на собственный газ, искусно подогревая ажиотаж вокруг него.

Вот французская компания Total заявила о том, что на месторождении «Абшерон» разведаны достаночно крупные запасы газа (эксперты ГНКАР оценивают их в 350 млрд. куб. м). Хотя это и не Шах-Дениз, но амбиции Баку растут. От газодолларов зависит реализация экономических и социальных проектов, реализуемых в стране Ильхамом Алиевым, стабильность его авторитарного режима.

Попросту говоря, Азербайджан и Туркменистан — конкуренты в поставках газа на европейский рынок. Поэтому Баку будет делать многое для того, чтобы в начале наполнить собственным газом европейские проекты (в первую очередь отнюдь не «Набукко»!) и затянуть реализацию Транскаспийского газопровода. А формальных поводов для этого хватает.


Сложности, которые будут сопутствовать реализации проекта Транс­каспийского газопровода, не означают, что наша страна должна отказываться от идеи транспортировки туркменского газа по маршруту Каспийское море-Южный Кавказ-Черное море. И усилия Киева по диверсификации источников энергоносителей и маршрутов их доставки заслуживают поддержки. В конце концов перечисленные выше трудности преодолимы. Но на Банковой и Грушевского должны понимать, что газ по Транскаспийской трубе пойдет не сегодня и не завтра. Надо запастись терпением, и системно, из года в год, проводить скоординированную целенаправленную работу с Туркменистаном, Азербай­джаном, Грузией, Евросоюзом. Для этого необходима политическая воля и крупные инвестиции. Но энергетическая независимость страны того стоит.

«Зеркала недели. Украина»

 

Если статья оказалась полезной, в качестве благодарности воспользуйтесь одной из кнопок ниже - это немного повысит рейнинг статьи. Ведь в интернете так трудно найти что-то стоящее. Спасибо!
  • 22.Июл.2011 - Глава Газпрома Алексей Миллер ждёт в этом году новых подарков и достижений, связанных с тарифом на газ
  • 8.Июл.2011 - Планы Газпрома и прогноз отпускной цены природного газа на ближайшие годы для стран экспортеров
  • 21.Июн.2011 - Измерение расхода и количества природного газа на ГРС и ГИС
  • 20.Июн.2011 - Развитие газовой отрасли в мире
  • 14.Июн.2011 - Плановое увеличение налогов для Газпрома по 2014 год
  • 1.Июн.2011 - Правительство РФ планирует поднять НДПИ на газ
  • 16.Май.2011 - Украина планирует возобновить экспорт своего газа в Польшу
  • 19.Ноя.2010 - Регулировка газового редуктора в автомобиле
  • Оставить комментарий

      

      

    Ваше мнение для нас важно!

    Не ругаемся, не спамим, не пустословим, стараемся писать грамотно. Не кричим (сообщения заглавными буквами). Проявляйте уважение к другим участникам обсуждения, соблюдаем правила. Спасибо!

    Я не робот (обязательно)

    Copyright © 2009-2014 mingas.ru – Мир природного газа | на сайте Все права защищены

    RATING ALL.BY Рейтинг@Mail.ru