Развитие газовой отрасли республики Беларусь началось еще в советское время, с пуском в эксплуатацию первых магистральные газопроводов (Ивацевичи-Вильнюс, Вильнюс-Рига, 1960-1962 г) и периферийных трубопроводов газотранспортной системы.
За прошедшие полвека газовое хозяйство Беларуси достигло внушительных успехов, построено множество объектов газотранспортной системы и разветвленная сеть газопроводов, обеспечивающих как внутренние потребности страны, так и транзит экспортируемого российского газа в государства Западной Европы. Управляющей компанией газового хозяйства с 2003 года является ОАО «Белтрансгаз».
Газификация проведена на всей территории республики. О масштабах газотранспортного хозяйства достаточно сказать, что общая длина трубопроводов составляет 7490 км. Среди крупных объектов: 7 магистральных газопроводов, 233 газораспределительные станции, подземные хранилища газа (Осиповичское, Прибугское и Мозырское), автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) Беларуси (первая из них «АГНКС-2″ в г. Минске построена в 1984 году), газокомпрессорные станции и пр.
Одним из направлений деятельности ОАО «Белтрансгаз» является обеспечение автомобильного транспорта компримированным природным газом (КПГ), который признан альтернативной заменой традиционному бензину или дизельному топливу в 80-ти странах мира. Современные автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) Беларуси расположены по всей территории. Сеть АГНКС в республике насчитывает 26 единиц, причем 24 из них находятся в ведении ОАО «Белтрансгаз», еще 2 служат для обеспечения энергоресурсами технологического транспорта ОАО «Газпром».
О возможностях, которые предоставляют потребителям автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) Беларуси говорят статистические показатели: годовой объем реализованного КПГ составляет 165 млн. куб. м, то есть каждый день на АГНКС можно заправлять 9050 автомобилей. В помощь стационарным заправкам, организуются передвижные пункты (ПАГЗ), таким образом, одна АГНКС охватывает территорию радиусом от 40 до 50 км. Основные станции расположены на транзитных международных коридорах в направлениях: Брест, Гродно, Рига, Ковель, Москва, С.-Петербург.
Низкая себестоимость КПГ объясняется тем, что основой сырья является метан. Такое топливо не требует глубокой переработки. Кроме того, подается КПГ на стационарные станции по трубопроводам, а это самый дешевый способ транспортировки сырья, затем проходит окончательную очистку, обработку и с давлением 20 МПа, достигает заправочной колонки. КПГ можно использовать для заправки обычных автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями, после соответствующей доработки транспортного средства.
Процедура переоборудования автомобиля клиента отработана и практикуется как на 7-ми пунктах, принадлежащих ОАО «Белтрансгаз», так и на станциях других производств. В планах предприятий — расширение числа пунктов переоснащения автомобильной техники и увеличение перечня предлагаемых услуг. Разнообразие заправочного оборудования и хороший выбор различных типов баллонов позволяют перевести на КПГ большинство марок автомобильного транспорта.
Собственный парк Беларуси насчитывает около 4,6 тыс. автомобилей, работающих на КПГ, специалисты прогнозируют в ближайшее время увеличение их численности до 18 тыс. единиц, чему способствуют резервы АГНКС в обслуживании клиентов. Пока республика занимает среднее положение в списке стран СНГ, по числу газовых автомобилей. Применение КПГ в два раза снизит ущерб от вредных выбросов в атмосферу продуктов сгорания нефтепродуктов, что благотворно скажется на экологии и здоровье населения.
Дешевое и экологические безопасное топливо, КПГ, получает все большее распространение в мире. Причем, и экономически развитые государства, и страны с менее устойчивой экономикой, одинаково положительно относятся к использованию автомобилей, работающих на КПГ. Первенство в этом отношении принадлежит Пакистану, Аргентине, Бразилии, Ирану и Индии. Больше всего газобаллонных автомобилей в Европе отмечено в Италии, Германии, Болгарии, Швеции. Не отстают от них и страны СНГ. Это, прежде всего Россия, Украина, Армения и Узбекистан.
Рекомендуем ознакомиться с инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, работающих под давлением на АГНКС.
Оставить комментарий