В последние три года не утихают споры вокруг строительства терминалов сжиженного газа в прибалтийских республиках. Существовали планы двух терминалов в Литве и одного в Латвии. Литва и Латвия конкурируют в этом вопросе очень остро. Сначала Литва была согласна на строительство одного общего терминала, однако затем власти страны изменили свое мнение. Решено было строить небольшой терминал на потребности одной Литвы. Тем временем литовский бизнес в лице Бронислава Лубиса тоже решил построить терминал, примерно равный государственному. Однако Лубис умер в прошлом году, а его наследники не стали воплощать эти планы в жизнь.
Литва
Литва получает российский газ по цене, высшей, чем цена для Германии. Поэтому постоянно раздаются призывы к энергетической независимости. «Газпром» обвиняют в том, что высокая цена — это расплата за реализацию в Литве третьего энергопакета ЕС в самом жестком варианте и в целом за политику этой прибалтийской республики. Однако власти, а именно бывший премьер Альгирдаса Бразаускас сам подписал контракт, содержащий именно такую формулу цены на газ. Да и воплощать в жизнь третий энергопакет в самой жесткой редакции с разделением собственников по виду деятельности в газовой сфере Литву никто не заставлял. Соседние Латвия и Эстония выбрали более щадящие сценарии.
Терминал планируют сдать в эксплуатацию в 2014 году. Он будет выполнен в виде судна-хранилища. Судно будут арендовать у Норвегии, стоимость аренды 60 миллионов долларов в год. Эксперты утверждают, что 10-летняя аренда обойдется дороже, чем покупка судна. Терминал будет покрывать 25% потребности Литвы в природном газе, или около 1 миллиарда кубометров. Среди возможных поставщиков значатся Катар, Норвегия и Израиль.
Самый существенный вопрос — будет ли стоимость сжиженного газа ниже трубопроводного из России. Учитывая аренду судна, расходы на транспортировку и регазификацию, прибыль компании-оператора — вопрос спорный.
А между тем Польша, желающая тоже построить аналогичный терминал, купит судно-хранилище за 200 миллионов евро.
Латвия
Сначала латвийские политики защищали идею совместного терминала, поскольку такой вариант мог бы получить финансирование Евросоюза. Литва выдвинула два контраргумента: во-первых, они хотели бы иметь собственный подобный объект, а во вторых совместным терминалом может легко завладеть Россия.
Латвия все равно продолжает продвигать идею единого терминала. Используются следующие аргументы, чтобы доказать, что он должен располагаться на латвийской территории. Латвия имеет собственное подземное хранилище газа, вмещающее весь необходимый трем странам объем. Терминал должен располагаться в Риге, обладающей наиболее развитой инфраструктурой. Хранилище газа находится всего в 40 км от Риги. В Латвии вообще газопроводная сеть развита лучше всего. Стоимость такого терминала оценена латвийцами в 300-400 миллионов евро.
24 ноября 2011 года состоялось заседание Совета министров транспорта, телекоммуникаций и энергетики стран Евросоюза. В итоге страны Прибалтики не достигли соглашения и поручили решение этого вопроса Еврокомиссии. Она должна дать свое заключение в середине 2012 года.
Перед этим, в октябре, была опубликована информация, гласящая, что терминал не приведет к снижению цен на голубое топливо. Напротив, строительство сложного технического объекта и расходы на его содержание, на хранение газа в подземных хранилищах приведут к увеличению газовых цен. Единственное, что увеличится — безопасность, так как поставки топлива будут диверсифицированы.
В марте 2012 года президент Латвии посетил Литву. На переговорах с литовским коллегой он еще снова приводил аргументы в пользу латвийского терминала. Президент Литвы ответила ему, что Литва строит терминал для себя. Поэтому если Евросоюз будет помогать Латвии строить общий СПГ-терминал, они не будут возражать. Кроме того, литовский лидер высказала заинтересованность в использовании латвийские газохранилища в Инчукалнсе.
Литву также не устраивают сроки, в которые терминал в Риге может быть построен. Из-за договоренностей с «Газпромом» это не может быть осуществлено раньше 2017 года. А Литва после закрытия Игналинской АЭС остро нуждается в энергоресурсах и получает российский газ по очень дорогим тарифам.
В последнее время появились и другие варианты у Латвии. Польский газотранспортный оператор Gas-System может построить хранилище газа на территории Польши или Латвии объемом до 3-х миллиардов кубометров. Сроки строительства — до 2017 года. Делается это для диверсификации поставок газа. Сможет ли Латвия воспользоваться этим шансом?
Эстония
Эта страна вытесняет «Газпром» сразу по нескольким направлениям. В 2010 году принят закон, ограничивающий экспорт газа из России и устанавливающий жесткий контроль за поставщиками тепловой энергии в стране. У английской фирмы Poyry Management Consultig была заказана программа развития рынка газа в стране. Особенность Эстонии в малом объеме потребляемого топлива. Лучшим вариантом для республики станет строительство терминала совместно с другими прибалтийскими странами и Финляндией.
Мощность такого терминала — 2,5 миллиарда кубометров газа, стоимость составит 375 миллионов евро. Он будет соответствовать нормам безопасности и экологии, все прибалтийские страны и Финляндия смогут им воспользоваться. Еврокомиссия дала свой ответ. Они сказали, что Прибалтика и Финляндия должны договориться о месте строительства. Тогда строительство будет профинансировано одним из фондов ЕС.
Эстонские власти всерьез уверены в намерении России помешать этим процессам. Поэтому спецслужбы страны ведут наблюдение за бизнесменами, в сферу деятельности которых входит природный газ.
Дело дошло до того, что в мае 2011 года в Таллине провели международный форум «Подарим ли мы терминал СПГ соседям?». На презентации в рамках форума было заявлено, что эстонский вариант является самым правильным и соответствующим всем требованиям. А в апреле 2012 года было принято коалиционное соглашение правительства страны, в число приоритетов которого попала поддержка строительства терминала СПГ.
Параллельно идет работа по национализации газопроводов, ныне принадлежащих «Газпрому» в лице АО «Эстонский Газ». 21 марта прошло первое слушание соответствующего закона. Этот законопроект предусматривает отделение газовых сетей от Eesti Gaas до 2015 года. По мнению автором закона, это создаст конкуренцию на газовом рынке.
АО Eesti Gaas владеют три компании: «Газпром», Ruhrgas (Германия) и Fortum Heat&Gas OY (Финляндия), а также мелкие юридические и физические лица.
По материалам ИА REGNUM www.reg.ru.
Оставить комментарий