Работа котельного агрегата (продолжение)

Типовая инструкция по безопасному ведению работ для персонала котельных (часть 6).

Шкала установленного манометра должна быть такой, чтобы при разрешенном рабочем давлении стрелка манометра находилась во второй трети шкалы.

На шкале манометра должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему разрешенному рабочему давлению в котле, а для сниженных манометров — с учетом добавочного давления от веса столба жидкости.
Взамен красной черты может быть прикреплена к корпусу манометра путем пайки металлическая пластинка, окрашенная в красный цвет и плотно прилегающая к стеклу манометра.
Наносить красную черту непосредственно на стекло манометра не разрешается.

Манометр должен быть установлен так, чтобы его показания были отчетливо видны обслуживающему персоналу, при этом шкала его должна быть расположена вертикально или с наклоном вперед до 30 градусов для улучшения видимости показаний.
Номинальный диаметр манометров, устанавливаемых на высоте до 2 м от уровня площадки наблюдения за манометром, должен быть не менее 100 мм, на высоте от 2 до 3 м — не менее 160 мм и на высоте от 3 до 5 м — не менее 250 мм. При установке манометра на высоте более 5 м должен быть установлен сниженный манометр в качестве дублирующего.
Манометры должны быть хорошо освещены и защищены от воздействия лучистой теплоты кладки котла.

Исправность действия манометров должна проверяться у котлов с рабочим давлением до 1,4 МПа (14 кгс/кв.см) включительно — не реже одного раза в смену, свыше 1,4 МПа (14 кгс/кв.см) до 4 МПа (40 кгс/кв.см) включительно — не реже одного раза в сутки. Проверку необходимо производить и в тех случаях, когда стрелка манометра долго находится в одном и том же положении или когда она не дошла еще до красной черты, а предохранительные клапаны уже поднялись и выпускают пар (или воду в водяном экономайзере).
Проверку исправности действия манометра котла — так называемую проверку на нуль — выполняют в следующем порядке:
замечается и запоминается показание манометра в рабочем положении;
медленным поворотом пробки трехходового крана влево на четверть оборота манометр отключается от котла и соединяется (сообщается) с атмосферой; при этом стрелка манометра должна быстро, но плавно вернуться к нулю;
поворотом пробки трехходового крана вправо на четверть оборота манометр снова соединяется с котлом; при этом стрелка должна быстро и плавно вернуться в прежнее положение; это будет означать, что манометр работает исправно; точность же его показаний может быть подтверждена только показаниями контрольного манометра.

В случаях, когда при проверке исправности действия манометра обнаруживается, что стрелка манометра не становится на нуль при сообщении манометра с атмосферой или спадает неплавно, рывками, это значит, что засорились штуцер манометра и трехходовой кран. Необходимо немедленно продуть сифонную трубку и трехходовой кран, для этого трехходовой кран поворачивают так, чтобы риска была в нижнем положении. В этом случае из сифонной трубки должны выходить вначале накопившаяся вода (конденсат), а затем пар из котла.
После продувки сифонной трубки трехходовой кран следует поставить в нейтральное положение (повернуть на 1/8 оборота). Это делается для того, чтобы в сифонной трубке образовалась вода (конденсат), после чего трехходовой кран устанавливают в рабочее положение, то есть манометр сообщается с паровым пространством котла.

При проверке манометра могут обнаружиться следующие неисправности:
1. при отключении манометра от котла и соединении (сообщении) его с атмосферой стрелка не становится на нуль: разогнулась трубчатая пружина (большей частью вследствие нагревания) — манометр подлежит замене как неправильно показывающий;
2. при отключении манометра от котла и соединении его с атмосферой стрелка спадает неплавно, рывками, это значит:
засорились штуцер манометра и трехходовой кран — следует продуть трехходовой кран и, если явление не устранено, отвернуть манометр, прочистить штуцер и повторить проверку;
испорчен механизм манометра — заменить манометр;
3. запотевают шкала и стекло манометра: пропускает трубчатая пружина, обычно в месте припайки ее к штуцеру — манометр подлежит замене;
4. течь в соединениях трехходового крана с сифонной трубкой или манометром; течь через отверстие фланца для контрольного манометра. Если течь не устраняется подтягиванием резьбовых соединений — сменить манометр;
5. пропуск пара через резьбовые соединения — устранить пропуски подмоткой льняной пряжи на сурике;
6. сбита стрелка с оси, шестеренка соскочила с сектора, стрелка заскочила за шпенек — из-за быстрого поворачивания трехходового крана из положения, когда манометр был соединен с атмосферой, в рабочее положение — сменить манометр (трехходовой кран при проверке манометра необходимо поворачивать плавно и медленно);
7. отсутствует пломба, нет красной черты на шкале — заменить манометр.


Кроме того, манометры также не должны допускаться к применению в следующих случаях:
если на манометре отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении ежегодной госповерки;
если истек срок госповерки манометра (на пломбе или клейме указывается месяц и год поверки);
если истек срок периодической проверки (один раз в 6 месяцев), проводимой на предприятии;
если разбито стекло или имеются другие повреждения манометра, которые могут отразиться на правильности его показаний.

Результаты измерений давления пара (насыщенного, перегретого) и питательной воды должны записываться в сменный журнал.

Поддерживать в котлах заранее заданную температуру перегретого пара и питательной воды после водяного экономайзера следует путем регулирования подачи топлива и воздуха, расходуемого на его горение, а также путем проведения своевременных обдувок от золы и очистки от накипи поверхностей нагрева котельного агрегата (котла, пароперегревателя, водяного экономайзера, воздухоподогревателя).

На паропроводах перегретого пара на участке от котла до главной паровой задвижки должны быть установлены приборы для измерения температуры перегретого пара.
У котлов с промежуточным перегревом пара приборы для измерения температуры должны устанавливаться на входе и выходе пара.

У котлов с естественной циркуляцией с перегревом пара паропроизводительностью более 20 т/ч, у прямоточных котлов паропроизводительностью более 1 т/ч, кроме показывающих приборов, должны устанавливаться приборы с непрерывной регистрацией температуры перегретого пара.

На пароперегревателях с несколькими параллельными секциями помимо приборов для измерения температуры пара, устанавливаемых на общих паропроводах перегретого пара, должны быть установлены приборы для периодического измерения температуры пара на выходе из каждой секции, а для котлов с температурой пара выше 500 град. С — на выходной части змеевиков пароперегревателя, по одной термопаре (датчику) на каждый метр ширины газохода.
Для котлов паропроизводительностью более 400 т/ч приборы для измерения температуры пара на выходной части змеевиков пароперегревателей должны быть непрерывного действия с регистрирующими устройствами.

При наличии на котле пароохладителя для регулирования температуры перегрева пара до пароохладителя и после него должны быть установлены приборы для измерения температуры пара.

На входе питательной воды в экономайзер и на выходе из него, а также на питательных трубопроводах паровых котлов без экономайзеров должны быть установлены гильзы с термометрами для измерения температуры питательной воды.

При работе котлов на жидком топливе на топливопроводе непосредственно перед форсунками должен быть установлен термометр для измерения температуры жидкого топлива.

У водогрейных котлов приборы для измерения температуры воды должны быть установлены на входе воды в котел и на выходе из него.

При повышении температуры пара выше нормальной следует пустить часть газов мимо пароперегревателя (если это возможно) или понизить температуру дымовых газов перед ним. Для этого надо обдуть экраны и трубы, находящиеся в первом газоходе, но сам пароперегреватель не обдувать. Уменьшить, насколько возможно, избыток воздуха (повысить содержание CO2), снизить нагрузку котла, повысить температуру питательной воды (при этом уменьшится расход топлива, а следовательно, и количество дымовых газов). Сократить отбор насыщенного пара на производство.
При понижении перегрева следует обдуть пароперегреватель или же понизить температуру питательной воды. Если возможно, то надо повысить нагрузку котла или увеличить подачу насыщенного пара, так как при этом возрастет температура газов перед пароперегревателем.

Результаты измерений температуры перегретого пара и питательной воды должны записываться в сменный журнал.

Поверхности нагрева следует обдувать от золы и сажи в сроки, установленные администрацией и указанные в производственной инструкции.
Признаками загрязненности поверхностей нагрева и необходимости их обдувки (очистки) являются:
повышение температуры уходящих газов;
уменьшение тяги вследствие уменьшения сечения газоходов и увеличения их сопротивления;
повышение температуры перегретого пара вследствие зашлаковывания топки и сильного загрязнения первого газохода (загрязнения экранов и кипятильных труб);
понижение температуры перегретого пара в пароперегревателе (при его загрязнении);
уменьшение температуры подогрева питательной воды в водяном экономайзере (при его загрязнении);
уменьшение температуры воздуха в воздухоподогревателе (при его загрязнении);
понижение паропроизводительности котла вследствие ухудшения передачи тепла от газов к поверхностям нагрева.

Кроме того, на загрязнение того или иного участка котлоагрегата указывает увеличение газового сопротивления на этом участке, о чем можно судить по показаниям тягомера.
Обдувка (очистка) поверхностей нагрева работающего котлоагрегата производится посредством обдувочных аппаратов и других специальных приспособлений.

Перед обдувкой котлоагрегата следует увеличить тягу. Если тяга не может быть увеличена, необходимо ослабить горение в топке путем уменьшения дутья.

Обдувку поверхностей нагрева насыщенным или перегретым паром, сжатым воздухом следует проводить по возможности при сниженной нагрузке котла, при увеличенном разрежении в топке до 50 — 70 Па (5 — 7 мм водяного столба) и в определенной последовательности (по ходу топочных газов): сначала обдувать поверхности нагрева, расположенные в топке, а затем первый газоход, пароперегреватель, задние газоходы котла, водяной экономайзер и воздухоподогреватель (если они установлены).

Для обдувки экранов топки со слоевым сжиганием топлива и первого газохода предпочтительно применять насыщенный пар, так как охлаждающее действие его способствует отделению шлаковых наростов и, кроме того, благодаря большей плотности насыщенного пара получается более сильное действие его струи.

Перегретый пар или сжатый воздух следует применять для обдувки поверхностей нагрева, расположенных в задних газоходах и хвостовой части котла (водяного экономайзера, воздухоподогревателя). Кроме меньшего расхода по сравнению с насыщенным, перегретый пар не будет конденсироваться в областях низких температур и не будет вызывать потения экономайзера и воздухоподогревателя.

При обдувке персоналу следует работать в рукавицах и очках, предохранять себя от возможных ожогов и повреждений глаз при выбросе из люков золы и дымовых газов (обдувщик должен стоять в стороне от дверок). О проведении обдувки котлоагрегата должен быть предупрежден персонал, обслуживающий данный котлоагрегат. Обдувку прекращают, если во время ее проведения происходит выбивание топочных газов через люки (лючки) и неплотности, а также при выявлении неисправностей котла или обдувочного устройства.

В процессе эксплуатации пароперегревателя необходимо:
1. следить за исправным состоянием обмуровки и гарнитуры пароперегревателя, устраняя присосы воздуха;
2. наблюдать за показаниями термометров перегретого пара, не допуская повышения установленных для котла температур и перекосов температур;
3. следить за исправностью и отсутствием пропусков предохранительных клапанов, дренажных и продувочных вентилей;
4. проверять, нет ли парений в лючках коллекторов, шума внутри обмуровки (из-за пропуска вальцовок труб или их разрыва);
5. следить, не заносит ли пламя в пароперегреватель;
6. производить обдувку пароперегревателя в сроки, установленные производственной инструкцией и графиком, утвержденным техническим руководителем организации;
7. поддерживать постоянную температуру перегретого пара, пользуясь регулятором перегрева и регулируя горение.

Парозапорный вентиль (задвижку) необходимо открывать и закрывать медленно и осторожно. В особенности надо проявлять осторожность при включении котла в холодный паропровод. В результате быстрого присоединения котла к холодному паропроводу происходит конденсация пара в нем и появляются гидравлические (водяные) удары, которые могут вызвать разрушение паропровода и его арматуры.
Во время работы котла надо постоянно наблюдать за полным открытием парозапорного вентиля (задвижки), содержать его в чистоте и периодически поворачивать его маховик. У котла паропроизводительностью 4 т/ч и более должно быть установлено устройство для управления главным парозапорным вентилем (задвижкой) с рабочего места машиниста (кочегара, оператора котельной).

На питательных трубопроводах и паропроводах большого диаметра задвижки обычно устанавливаются.
Задвижки не могут служить для регулирования подачи питательной воды или пара, так как при неполном их открывании очень сильно изнашиваются уплотняющие кольца тарелки и гнезда.

Во избежание заедания задвижек необходимо периодически проверять легкость их открывания. Открывание задвижек следует производить медленно и плавно до отказа, после чего маховик поворачивают на четверть оборота в обратную сторону.
Необходимо периодически смазывать резьбу шпинделя задвижки графитной мазью и наблюдать за состоянием сальников.

Во время работы котла необходимо следить за исправностью и действием предохранительных клапанов.
Шум вырывающихся из предохранительных клапанов пара или воды сигнализирует об опасном повышении давления в котлоагрегате и о необходимости принятия срочных мер для снижения давления рабочей среды (пара, воды). В этих целях необходимо:
усилить питание котла водой;
прекратить подачу топлива в топку;
сократить или даже прекратить подачу воздуха в топку;
уменьшить тягу котла, прикрыв дымовую заслонку (шибер).

Следует знать, что в работе предохранительных клапанов могут быть следующие неполадки:
предохранительный клапан не открывается своевременно при повышении давления в котле выше допустимого разрешенного рабочего (при переходе стрелки исправного манометра за красную черту);
предохранительный клапан открывается раньше положенного времени, когда стрелка исправного манометра еще не дошла до красной черты;
имеются пропуски пара при закрытом предохранительном клапане.
Если при переходе стрелки исправного манометра за красную черту клапаны не сработают, то необходимо проверить их продувкой, приподнимая рычаги.
Причинами несвоевременного срабатывания (открытия) клапана могут быть:
неправильно отрегулирован клапан — груз сдвинут к концу рычага больше, чем следовало;
на рычаге клапана подвешен лишний груз;
рычаг клапана заедает в направляющей вилке;
рычаг клапана заржавел в шарнире;
тарелка клапана прикипела к седлу;
клапан заклинен — в вилку над рычагом вложен клин.

Предохранительные клапаны пропускают пар при давлении ниже разрешенного рабочего (стрелка манометра не дошла до красной черты), если:
предохранительный клапан неправильно отрегулирован — груз на рычаге передвинут ближе к клапану;
груз на рычаге меньше нормального (часть груза снята).

Пропуски пара при закрытом предохранительном клапане (при опущенной тарелке) могут быть также в следующих случаях:
плохая притирка клапана к седлу;
перекос клапана при его посадке на седло;
между седлом и тарелкой клапана попало какое-либо постороннее тело;
на плоскости тарелки или седла имеются разъедания.

При любых неполадках в работе предохранительного клапана персоналу необходимо принять меры к их устранению, так как с неисправными предохранительными клапанами котлоагрегат не может быть допущен к работе.

Во время приема смены обслуживающий персонал обязан осмотреть предохранительные клапаны, чтобы убедиться в их исправном состоянии. При осмотре предохранительных клапанов проверяется отсутствие клиньев в вилках клапанов над рычагами, а также каких-либо предметов на обмуровке котла, которые могут быть положены на рычаги клапанов.

Проверка исправности предохранительных клапанов должна производиться у котлов с рабочим давлением до 1,4 МПа (14 кгс/кв.см) включительно — не реже одного раза в смену, свыше 1,4 МПа (14 кгс/кв.см) до 4 МПа (40 кгс/кв.см) включительно — не реже одного раза в сутки.

Для продувки рычажного предохранительного клапана надо двумя руками взяться за конец рычага, а затем осторожно его приподнять. Клапан при этом должен легко открываться и выпускать пар по всей своей окружности. По окончании продувки следует посадить клапан на седло. Пропуск пара после этого должен прекратиться.

Обо всех неисправностях и неполадках в работе предохранительных клапанов старший по смене должен записывать в сменный журнал и ставить в известность ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов.

Запрещается открывать прикипевший клапан при помощи рычага или ударами молотка, так как внезапное открытие предохранительного клапана может вызвать его разрушение и аварию котла.

Предохранительные клапаны должны иметь отводящие трубы, выходящие за пределы помещения котельной и предохраняющие обслуживающий персонал от ожогов при срабатывании клапанов. Эти трубы подлежат защите от замерзания и оборудуются дренажем для слива скапливающегося в них конденсата. Установка запорных устройств на сливных линиях не допускается.

Водоотводящие трубы от предохранительных клапанов водогрейного котла и водяного экономайзера должны быть присоединены к соответствующим линиям свободного слива воды, причем как на водоотводящих трубах, так и на сливных линиях не должно быть никаких запорных устройств (вентилей, задвижек). Устройство системы водоотводящих труб и линий свободного слива воды должно исключать возможность ожога людей.

Во время работы котла необходимо производить его продувку, целью которой являются:
удаление шлама;
поддержание определенной номинальной концентрации солей в котловой воде;
предупреждение вспенивания котловой воды и уноса солей с насыщенным паром в пароперегреватель;
предотвращение отложения накипи на поверхностях котла.

При периодической продувке из самых нижних частей котла (грязевика, барабана, коллекторов) удаляется часть котловой воды, наиболее насыщенной шламом. В результате этого насыщенность котловой воды шламом понижается (за счет добавки питательной воды), что в свою очередь ведет к уменьшению отложений накипи на поверхности нагрева.

Сроки периодических продувок котла устанавливаются в зависимости от качества питательной воды и нагрузки котла и указываются в производственной инструкции. Продувку выполняют строго по графику в присутствии ответственного по смене. О предстоящей продувке котла предупреждают персонал котельной, а также лиц, ремонтирующих соседние котлы.

Периодическая продувка производится в периоды снижения нагрузки, чистки топок или остановки котла, спустя некоторое время после отключения его от паропровода, когда шлам осядет. Однако не следует делать продувку спустя значительное время после остановки котла, так как тогда осадки слишком уплотнятся и не будут удалены при продувке.

При расположении продувочной арматуры у фронта котла продувку может выполнять один машинист (кочегар); если же продувочная арматура находится позади или сбоку котла, то ее выполняют два машиниста (кочегара): один производит продувку, второй наблюдает за уровнем воды в котле.


Периодическую продувку котла проводят в следующем порядке:
1. проверяют исправность продувочной линии;
2. ощупывают отвод (штуцер) между котлом и продувочным вентилем, который должен быть горячим; холодное состояние этого отвода является признаком его засорения (образовалась пробка из шлама и накипи). В этом случае проводить продувку опасно, так как при открытии продувочного вентиля давлением котловой воды может пробить образовавшуюся пробку в отводе и в результате гидравлического удара могут разрушиться отвод и продувочная арматура;
3. проверяют исправность продувочной арматуры (вентилей или крана);
4. устанавливают исправность водоуказательных приборов и водопробных кранов;
5. подкачивают воду в котел примерно до высшего допустимого уровня (до 3/4 высоты водомерного стекла);
6. ослабляют горение в топке, а при возможности совершенно его прекращают;
7. осторожно и постепенно полностью открывают сначала второй по ходу продувки от котла продувочный вентиль, затем слегка ослабляют ближайший к котлу продувочный вентиль. После этого его постепенно и осторожно открывают. Другой машинист (кочегар) в это время должен наблюдать по водоуказательным стеклам за уровнем воды в котле, а также за показанием манометра. В случае появления в продувочной линии гидравлических ударов, вибраций трубопровода или других неполадок продувку котла следует прекратить;
8. при снижении уровня воды до нормального, о чем машинист (кочегар), наблюдающий за уровнем воды, сигнализирует другому машинисту (кочегару), стоящему у продувочной арматуры, постепенно закрывают ближайший к котлу (по ходу продувки) продувочный вентиль, а затем второй от котла;
.9. по окончании продувки котла следует убедиться, что запорные вентили на продувочной линии надежно закрыты и не пропускают воду. Затем включить котел в нормальную работу и спустя полчаса проверить на ощупь состояние трубы за продувочными вентилями. Если труба окажется горячей, это означает, что вентили пропускают воду. В этом случае надо их закрыть надежнее и проверить, не пропускают ли они воду после этого.

Запрещается закрывать продувочные вентили ударами молотка или другими предметами, а также при помощи рычага. Запрещается также продувать котел при недостаточном освещении продувочной арматуры и проходов к ней.
При указанном выше способе продувки из котла удаляется главным образом шлам, находящийся около продувочного отверстия, лежащий же дальше остается в покое. Поэтому применяется также другой способ продувки: при открытом втором от котла вентиле открывают первый от котла продувочный вентиль на 8 — 12 с, но несколько раз. Во время промежутков продувочное отверстие каждый раз затягивается шламом и в результате удаляется большее количество шлама при меньшей потере котловой воды.

О начале и конце периодической продувки должна быть сделана запись в сменном журнале.

При химической очистке воды по мере работы в котловой воде увеличивается содержание солей, в частности щелочных, которые вызывают вспенивание воды и занос ее в пароперегреватель и паропровод. В таких случаях устанавливается устройство для непрерывной продувки, причем удаление котловой воды с наибольшим содержанием солей производится возможно ближе к зеркалу испарения при помощи равномерно расположенных отборных приспособлений.
При непрерывной продувке из котла через открытый игольчатый клапан непрерывно удаляется некоторое количество загрязненной котловой воды, замещаемое таким же количеством питательной воды с меньшим содержанием солей. Непрерывной продувкой удается поддерживать в котле заданное солесодержание.

В случае непрерывной продувки степень открытия игольчатого клапана, служащего для непрерывного выпуска зашламленной воды, устанавливает химическая лаборатория и машинисту (кочегару, оператору котельной) запрещается производить какие-либо изменения положения игольчатого клапана.

С целью использования теплоты котловой воды от непрерывной продувки она проходит через особые устройства, в которых нагревает питательную воду.

Температура воды на выходе из чугунного экономайзера должна быть ниже температуры кипения воды в котле не менее чем на 20 град. С, так как чугунные экономайзеры не рассчитаны на нагрев воды до кипения. Вскипание воды в экономайзере очень опасно, так как приводит к гидравлическим ударам, разрыву отдельных труб и даже разрушению самого экономайзера.
Причинами вскипания воды в чугунных экономайзерах могут быть:
остановка питательных насосов в связи с неполадками;
временное прекращение питания котла (при периодическом питании);
переход на ослабленное питание водой в связи с уменьшением нагрузки котла;
чрезмерное увеличение температуры поступающих в экономайзер топочных газов;
увеличение количества газов от растопки котлов, работающих на тот же экономайзер.
Признаками вскипания воды в экономайзере являются:
повышение температуры питательной воды на выходе из экономайзера выше допустимой (при приближении к температуре кипения воды в котле);
появление гидравлических ударов воды в экономайзере.

При повышении температуры питательной воды на выходе из экономайзера следует немедленно принять меры к ее снижению:
переключить поток топочных газов в обводной газоход, минуя экономайзер;
питать котел в обход экономайзера;
частично открыть сгонную линию;
усилить питание котла и наблюдение за уровнем воды по водоуказательным приборам.
Включение водяного экономайзера снова в работу можно производить только после того, как температура питательной воды на выходе из него упадет ниже температуры кипения воды в котле на 40 — 50 град. С.

Предохранительный клапан, установленный на входе воды в экономайзер, должен открываться (срабатывать) при давлении на 25% выше давления в котле, а предохранительный клапан на выходе — на 10% выше давления в котле.

Температура воды, поступающей в экономайзер любого типа, должна превышать температуру точки росы по крайней мере на 10 град. С во избежание наружной коррозии металла труб. Если питать экономайзер холодной водой с температурой, равной или ниже температуры точки росы, то выпадающий из дымовых газов конденсат осядет на трубах (трубы «потеют»). Потеющие трубы экономайзера, особенно стальные, в присутствии кислорода и сернистого газа, находящихся в газообразных продуктах сгорания, подвергаются коррозии и выходят из строя.
Температура точки росы зависит от состава топлива, избытка воздуха и количества пара, попадающего в дымовые газы (при паровом дутье, паровых форсунках, обдувке, течи).
Температура точки росы для несернистого (жидкого, газообразного, твердого) топлива равна 50 — 60 град. С, а для сернистого топлива — 100 — 160 град. С.

Для обеспечения нормальной работы водяного экономайзера необходимо:
1. проверять исправность действия арматуры, наблюдать за показаниями измерительных приборов (манометров, термометров и других) и следить за состоянием обмуровки, гарнитуры и элементов экономайзера;
2. периодически, через определенные промежутки времени, установленные администрацией, записывать температуры дымовых газов и питательной воды до экономайзера и после него;
3. экономайзер питать водой, только подогретой до температуры, при которой не будет наблюдаться потение труб;
4. питание экономайзера производить непрерывно, так как при перерывах питания содержащаяся в нем вода может перегреться и закипеть. Температура воды при выходе из экономайзера «некипящего» типа должна быть на 40 град. С ниже температуры кипения воды в котле. При повышении температуры воды выше указанного предела надо пропускать часть газов в обход экономайзера.

Причинами понижения температуры нагрева питательной воды в экономайзере могут быть:
пропуск дымовых газов по обходному газоходу;
занос труб золой;
отложения накипи в трубах;
снижение температуры газов из-за утечки воды.

Подогрев питательной воды в экономайзере уменьшает расход топлива и улучшает условия работы котла. При питании подогретой водой не происходит резкого местного охлаждения барабана и других частей котла; облегчается поддержание равномерного давления пара в котле.

Признаками повреждения труб водяных экономайзеров являются:
понижение уровня воды в водоуказательных приборах котла;
чрезмерный расход воды на питание котла;
шум в пределах экономайзера;
выход влаги и пара через неплотности обмуровки экономайзера.

Поврежденный экономайзер следует выключить из потока газа и питать котел помимо экономайзера, подклинить предохранительный клапан на выходе воды из экономайзера, открыть воздухоотводчик (вантуз) и спустить воду.
Если экономайзер не имеет обходного газохода, но имеется возможность, несмотря на течи в нем, поддерживать уровень воды в котле — продолжать работу до ввода резервного котла (в блоке с исправным экономайзером). Если этого сделать нельзя и нет возможности питать котел помимо экономайзера или продолжение работы грозит нарушением питания других котлов или повреждением соседних труб — прекращать горение в топке и останавливать котел.
При пылевидном сжигании применение горячего воздуха необходимо для всех видов топлива в целях достижения хороших показателей горения и улучшения работы поверхности нагрева котла. В зависимости от устройства котла температура воздуха достигает 100 — 400 град. С и выше.

В процессе эксплуатации воздухонагревателя котла следует вести регулярно запись температур уходящих газов и воздуха до и после воздухоподогревателя. Подача горячего воздуха в топку улучшает подготовку топлива и облегчает его воспламенение, повышает температуру в слое топлива и в топочном пространстве, а вместе с тем и устойчивость сжигания топлива, улучшает процесс горения, в результате чего уменьшаются потери от химической неполноты горения, и необходимый избыток воздуха в топке повышает напряжение поверхности нагрева котла и уменьшает потерю тепла с уходящими газами.

Следить за работой тягодутьевых установок: дымовой трубы, дымососа, дутьевого вентилятора.
При подготовке дымососа, вентилятора к пуску в работу необходимо:
проверить качество и количество (уровень) масла в подшипниках;
проверить правильное положение смазочных колец на валу, правильность их сборки и легкость вращения;
проверить проворачиванием вручную отсутствие заеданий (задеваний) между рабочим колесом и кожухом (особенно при работе котла на газе, мазуте и пылевидном топливе);
проверить систему водяного охлаждения подшипников (надежность подвода и отвода воды);
проверить электрическую часть и поставить реостат на пусковые контакты;
проверить правильность установки поворотных лопаток и заслонок (шиберов).

Кроме того, при подготовке дымососа, вентилятора к пуску в работу после продолжительного простоя следует:
проверить состояние фундамента, рамы и закрепление фундаментных болтов;
проверить отсутствие золового износа и коробления лопаток, диска, колец и кожуха (дымососа);
проверить минимальный зазор между рабочим колесом и кожухом (30 — 50 мм), зазор между кольцами рабочего колеса и боковыми сторонами кожуха (не более 10 мм);
проверить состояние, отсутствие трещин и других повреждений у валов, ступиц, тяг, диска, колец, подшипников и муфт;
разобрать подшипники, промыть их керосином, собрать и вновь залить маслом;
проверить (по муфтам) правильность центровки дымососа, вентилятора с электродвигателем.

При пуске в работу дымососа и вентилятора:
1. проверить, открыты ли заслонки (шиберы) дымососов и вентиляторов и закрыты ли их люки;
2. включить электродвигатель и, следя за показаниями амперметра манометра, постепенно увеличивать число оборотов. Тут же проверить правильность направления вращения и вращение смазочных колец;
3. в случае неправильного направления вращения, заедания смазочных колец, сильных вибраций дымососов и вентиляторов, сильного ненормального шума внутри них или чрезмерного нагревания подшипников остановить и устранить неисправности и неполадки.

При работе дымососа и вентилятора следить:
1. за показаниями амперметра, не допуская перегрузки электродвигателя, а также за нагревом подшипников и корпуса электродвигателя; если их температура превышает допустимую норму — электродвигатель немедленно остановить, выяснить причину перегрева и устранить неисправности;
2. за работой водоохладительной системы, свободным вращением смазочных колец, недопущением нагрева масла в подшипниках выше допустимой нормы (75 град. С); периодически спускать из подшипников часть масла и заменять его свежим; не реже одного раза в два месяца (а в первое время чаще) полностью сменять масло и вскрывать подшипники для осмотра, очистки или ремонта. Наблюдать за состоянием шарикоподшипников.

Для остановки дымососа, вентилятора необходимо:
выключить электродвигатель;
закрыть заслонки (шиберы) дымососа и вентилятора;
прекратить подачу воды для охлаждения подшипников (в зимнее время выпустить воду из системы охлаждения);
при остановке на длительное время выпустить масло из камер подшипников и смазать солидолом трущиеся части для предохранения их от ржавления.
Остановка дымососа, вентилятора должна происходить постепенно и медленно; в случае быстрой остановки выявить причины этого и устранить неисправности.

Если статья оказалась полезной, в качестве благодарности воспользуйтесь одной из кнопок ниже - это немного повысит рейнинг статьи. Ведь в интернете так трудно найти что-то стоящее. Спасибо!

1 комментарий к статье Работа котельного агрегата (продолжение)

  • елена (1)
    1

    Скажите пожалуйста,периодическую продувку на паровом котле дквр 10/13,нужно обязательно начинать с нижнего барабана или это не имеет большого значения с какого коллектора начинать продувку.Если можно,напишите подробно.

Оставить комментарий

  

  

Ваше мнение для нас важно!

Не ругаемся, не спамим, не пустословим, стараемся писать грамотно. Не кричим (сообщения заглавными буквами). Проявляем уважение к другим участникам обсуждения, соблюдаем правила. Спасибо!

Я не робот (обязательно)

Copyright © 2009-2014 mingas.ru – Мир природного газа | на сайте Все права защищены

RATING ALL.BY Рейтинг@Mail.ru