Растопка котельного агрегата

Типовая инструкция по безопасному ведению работ для персонала котельных (часть 3).

Растопка котла должна производиться в течение времени, установленного руководством организации — владельца котельной и указанного в производственной инструкции по безопасному обслуживанию котельных агрегатов, при слабом огне, уменьшенной тяге, закрытом паровом вентиле и открытом (подклиненном) предохранительном клапане или воздушнике для выпуска воздуха.

При растопке котла, работающего на твердом топливе:

1. обязательно проверить наличие воды в котле по водоуказательным стеклам, а там, где имеются водопробные краны, — и по водопробным кранам. Вода в котле должна быть не ниже низшего уровня.
Далее провентилировать топку и газоходы в течение 10 — 15 мин при естественной тяге и 3 — 5 мин — при искусственной;
2. выполнив все мероприятия по подготовке котла к растопке при горизонтальной колосниковой решетке, приспособленной для сжигания каменных углей, забросить слой крупного угля (размер кусков 60 — 90 мм) и при малом открытии поддувала разжечь уголь горящим углем, взятым из топки работающего котла, или сухими дровами. По мере разгорания угля усилить тягу путем увеличения открытия шибера и поддувал, а в топку забрасывать уже не крупный, а рядовой уголь. После того как уголь хорошо разгорится, закрыть дверцы поддувал и включить дутье;
3. если топка приспособлена для сжигания антрацита, то при растопке котла сначала следует покрыть колосниковую решетку небольшим слоем шлака, на котором затем производить растопку антрацита также сухими дровами или горящим углем. В течение первых 0,5 — 1 ч следует применять паровое дутье под колосники до образования достаточной толщины шлаковой подушки. Как только образуется шлаковая подушка, можно перейти на воздушное дутье;
4. если котел имеет шахтную топку, то перед растопкой дверцу шахты следует закрыть, также следует закрыть дверцы верхних и средних поддувал. Для розжига шахтной топки огонь следует развести сухим топливом на горизонтальной колосниковой решетке, поджигая топливо через щель между наклонными и горизонтальными колосниками. По мере разгорания понемногу загружать сверху сухое топливо и открыть сначала средние, а затем верхние поддувальные дверцы. После хорошего разогрева топки шахту следует загружать тем топливом, которым топят;
5. растопку котла всегда следует производить при слабом огне с уменьшенной тягой, при этом главный парозапорный вентиль должен быть закрыт, а рабочий предохранительный клапан или воздушник, служащий для удаления воздуха из барабана или корпуса котла, — открыт;
6. пока давление пара в котле не превысило 0,1 МПа (1 кгс/кв.см), следует проверить исправность действия предохранительных клапанов, манометра и водоуказательных приборов. Проверить, не пропускают ли обратные клапаны, а также продувочные и спускные вентили. Подняв давление пара до 0,3 МПа (3 кгс/кв.см), еще раз проверить исправность арматуры котла, плотность люков (лючков) и лазов. Убедившись, что арматура исправна, а люки (лючки) и лазы не парят и плотно подтянуты, можно постепенно повышать давление пара в котле до рабочего путем увеличения интенсивности горения в топке;
7. применение при растопке котла, работающего на твердом топливе, легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, керосина) не допускается.

При использовании газообразного топлива порядок розжига горелок выбирается в зависимости от их конструктивных особенностей. Приступая к приему газа в газопровод, проверяют, закрыты ли задвижки газопровода к котлу и задвижки (вентили, краны) газовых горелок, после чего открывают свечу в конце газопровода. Затем открывают задвижку на газопроводе и пускают газ, наблюдая по манометру за его давлением. После того как из свечи пойдет газ, закрывают ее вентиль (кран), в течение 10 — 15 мин вентилируют топку и газоходы котла, регулируют тягу так, чтобы разрежение вверху топки было равно 20 — 30 Па (2 — 3 мм водяного столба):
1. розжиг смесительных горелок (с принудительной подачей воздуха) должен производиться следующим образом: проверяют закрытие кранов перед горелками, закрывают воздушную заслонку, открывают кран у переносного запальника и зажигают выходящий из него газ. Затем запальник вводят в топку и его пламя подносят к выходному отверстию горелки; медленно открывают газовый кран перед горелкой и после зажигания газа, выходящего из горелки, запальник вынимают из топки и вешают на место.
Если газ не загорелся или, будучи зажжен, погас, необходимо закрыть кран перед горелкой, прекратив подачу газа, провентилировать топку и газоходы в течение 10 — 15 мин, открыв воздушную заслонку. Только после этого можно снова приступить к розжигу горелки.
Если же зажигание горелки прошло успешно, несколько приоткрывают воздушную заслонку на воздухопроводе и регулируют пламя так, чтобы оно не было коптящим и чтобы излишний воздух не отрывал факел от горелки. Затем понемногу открывают газовый кран перед горелкой и постепенно воздушной заслонкой прибавляют воздух, добиваясь нормального горения газа: пламя должно быть устойчивым, некоптящим (прозрачным) и не отрывающимся от горелки.
При отрыве пламени следует уменьшить подачу воздуха, при длинном коптящем пламени надо убавить подачу газа. Во избежание отрыва пламени из-за чрезмерного избытка воздуха увеличивать нагрузку следует прибавлением вначале подачи газа, а затем подачи воздуха, а снижать нагрузку надо уменьшением вначале подачи воздуха, а затем подачи газа.
При наличии у котла нескольких горелок зажигание их производится последовательно, в таком же порядке.
Если при растопке погаснут все горелки, следует немедленно прекратить подачу газа к ним, убрать из топки запальник и провентилировать топку и газоходы в течение 10 — 15 мин. Только после этого можно повторно зажигать горелки;
2. порядок розжига инжекционных горелок среднего давления с пластинчатым стабилизатором горения несколько отличается от порядка розжига смесительных горелок и заключается в следующем: после проверки закрытия кранов перед горелками открывают регуляторы первичного воздуха, проверяют давление газа перед кранами горелок, открывают газовый кран перед переносным запальником, который зажженным вводят в топку, подводя пламя к выходному отверстию горелки. Затем открывают кран перед горелкой (примерно наполовину) до появления ясно слышимого шума от истечения газа, который и должен загореться.
В процессе регулирования инжекционной горелки надо следить, чтобы пламя не проскакивало в горелку, особенно при снижении ее нагрузки. В этом случае горелку выключают и после остывания ее снова включают в работу. При появлении сильных пульсаций в топке уменьшают подачу газа.
Аналогичным образом зажигают остальные горелки, после чего закрывают кран переносного запальника, вынимают его из топки и вешают на место;
3. зажигая газовые горелки, не следует стоять напротив отверстий-гляделок (растопочных люков), чтобы не пострадать от случайно выброшенного из топки пламени. Обслуживающий персонал должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты;
4. запрещается:
разжигать в топке погасшие горелки без предварительной вентиляции топки и газоходов котла;
зажигать газовый факел от соседней горелки или от раскаленной кладки топки.
Розжиг топок котлов, оборудованных автоматикой регулирования процесса горения и автоматикой безопасности или комплексной автоматикой, должен производиться в соответствии с требованиями производственных инструкций по их пуску, настройке и эксплуатации.

При использовании нефтяного топлива (мазута) перед зажиганием форсунок необходимо:

1. проверить наличие мазута в расходном баке и достаточность подогрева его до установленной температуры (75 — 80 град. С);
2. спустить из бака отстоявшуюся воду;
3. удалить из топки случайно попавший туда мазут;
4. проверить чистоту паровых форсунок и фильтров; в случае необходимости прочистить их; проверить правильность сборки форсунок (центровка, паровая щель). Часто в эксплуатации не обращают должного внимания на ширину паровой щели. Нередко форсунки работают с шириной паровой щели 3 — 5 мм, что приводит к увеличению удельного расхода пара на распыливание (до 0,8 — 1,0 кг вместо 0,35 — 0,45 кг на мазут массой 1 кг при правильной сборке форсунки). При правильной сборке паровой форсунки ширина паровой щели должна быть не более 0,5 — 1 мм и в процессе работы должна оставаться неизменной; шпиндель паровой форсунки должен быть установлен в строго центральном положении. При перекосе шпинделя пар бьет вбок и распыливание мазута получается очень грубым, что ведет к неэкономичному расходу топлива. Регулировать расход пара следует только паровым вентилем, установленным на пароподводящем трубопроводе.
Избыточное давление распыливающего пара перед форсункой (давление по манометру) должно составлять 0,2 — 0,35 МПа (2 — 3,5 кгс/кв.см). Более высокое давление вызывает излишний расход пара на распыливание, уменьшение производительности форсунки в результате забивания паром вытекающей струи мазута и ухудшение горения вплоть до отрыва пламени и его погасания. Работать надо с большими нагрузками включенных форсунок путем уменьшения по возможности их числа;
5. проверить правильность сборки механических мазутных форсунок; прочистить форсунки и фильтры;
6. провентилировать топку и газоходы котла, для чего открыть на 10 — 15 мин дымовую заслонку (шибер) за котлом, воздушный регистр и жалюзи или воздушные клапаны поддувала у фронта топки.

При паровом распылении мазута следует продуть и прогреть форсунки, для чего открыть паровой вентиль, установленный на пароподводящей линии, и спустить весь конденсат, скопившийся в ней.
Для зажигания форсунки в топку вводят горящий растопочный факел, предварительно немного открыв паровой вентиль форсунки, причем зажженный факел должен быть подведен под струю пара.
Постепенно и осторожно открывают регулирующий мазутный вентиль и подают мазут в топку. После воспламенения мазута следует, изменяя подачу мазута, пара и воздуха, отрегулировать горение, не допуская темной окраски выходящего из трубы дыма. При наличии нескольких форсунок зажигают их последовательно (одну за другой).
При механическом распылении мазута необходимо после внесения в топку горящего растопочного факела или включения автоматики розжига приоткрыть воздушный шибер и, медленно открывая вентиль, подать мазут в топку. После того как мазут загорится, отрегулировать горение.
Растопочный факел следует удалять из топки лишь тогда, когда горение станет устойчивым. Если мазут не загорелся, следует немедленно прекратить подачу его в форсунку, убрать из топки растопочный факел и провентилировать топку, газоходы и воздухопроводы в течение 10 — 15 мин, установить причину незагорания топлива и устранить ее. Только после этого можно снова приступить к зажиганию форсунки.
Если при растопке погаснут все работающие форсунки, следует немедленно прекратить подачу в них топлива, убрать из топки ручные растопочные факелы и провентилировать топку, дымоходы и воздухопроводы в течение 10 — 15 мин при работающем дымососе и вентиляторе. Только после этого можно снова зажигать форсунки.
Если погаснет только часть работающих форсунок, следует немедленно прекратить подачу мазута в эти форсунки и затем снова зажечь их при помощи ручного горящего растопочного факела.
Разжигая форсунки, не следует стоять напротив отверстия гляделок (растопочных люков), чтобы не пострадать от случайного выброса пламени.

Запрещается:
разжигать погасшую форсунку без предварительной вентиляции топки, газоходов и воздуховодов в течение 10 — 15 мин;
зажигать факел форсунки от соседней раскаленной кладки (без растопочного горящего факела);
эксплуатация жаротрубных котлов при выключенной форсунке одной из жаровых труб.

Может случиться, что при пуске топки мазут не воспламенится или, воспламенившись, погаснет. Причинами этого могут быть:
засорение мазутной линии или мазутного канала в форсунке;
попадание в мазут воды;
недостаточная степень подогрева мазута;
забивание мазута слишком сильной струей пара (при зажигании паровой форсунки).

При растопке котла следует обеспечить равномерный прогрев его частей и заблаговременно включить устройство для подогрева воды в нижнем барабане котла. Поверхности нагрева, расположенные в топке котла, должны прогреваться равномерно. Экраны, имеющие пониженную температуру, следует продувать через нижние точки.
Для равномерного нагрева футеровки и обмуровки котла и предупреждения их преждевременного разрушения рекомендуется работать на малой нагрузке топки в течение 30 — 40 мин.

При растопке необходимо осуществлять контроль за перемещением элементов котла при тепловом расширении по установленным индикаторам (реперам).

При наличии у пароперегревателя котла устройства (заслонки) для предохранения его элементов от перегрева при растопке котла необходимо включить это устройство.

При наличии у водяного экономайзера обводного газохода горячие газы из котла следует направить через этот газоход, закрыв заслонки (шиберы) до и после экономайзера. Переводить горячие газы на газоход экономайзера следует после того, как установится регулярное питание котла.

При отсутствии обводного газохода для предупреждения нагрева воды в экономайзере сверх допустимой температуры производится прокачивание через экономайзер воды, направляемой по сгонной линии в питательный бак или дренаж.

Во все время растопки котла необходимо контролировать температуру воды в экономайзере, не допуская ее превышения сверх допустимой. Снизить температуру воды в экономайзере можно увеличением подачи питательной воды в котел путем открытия продувки и спуска воды из экономайзера в питательный бак по сгонной линии.

Если котел имеет экономайзер кипящего типа и рециркуляционную линию, соединяющую водяное пространство барабана с нижними коллекторами экономайзера, то перед растопкой котла необходимо открыть вентили на этой линии.

Водяной экономайзер и воздухоподогреватель обычно включают в поток отходящих горячих газов после того, как начнется отбор пара из котла, открывая вначале заслонки (шиберы) экономайзера и воздухоподогревателя и лишь после этого закрывая заслонки в обходных газоходах. Обратный порядок может вызвать выброс пламени из топки.

Перед включением в работу воздухоподогреватель прогревают, постепенно пуская через него горячие газы. Пуск воздуха начинают при достижении температуры газов после воздухоподогревателя согласно инструкции (не менее 120 град. С) и следят за температурой уходящих газов. При низкой температуре воздуха может появиться потение. Во избежание этого перепускают часть горячего воздуха в линию всасывания дутьевого вентилятора.

В начале парообразования в котле, что будет видно по выходу пара из открытого предохранительного клапана или воздушного вентиля (крана), необходимо привести в нормальное рабочее состояние предохранительный клапан, закрыть воздушный вентиль (кран) и включить продувку пароперегревателя; затем следует увеличить тягу, усилить горение в топке, проверить исправность действия арматуры, продуть водоуказательные приборы и следить за уровнем воды в котле; проверить исправность действия манометра и следить за показаниями его стрелки. Если стрелка манометра не сдвинется с нуля, следует уменьшить горение в топке и выяснить причину, почему она не движется (нужно продуть сифонную трубку) и манометр, если и после этого стрелка будет оставаться на нуле, — заменить манометр. Произвести проверку исправности действия всех питательных насосов с паровым приводом.

Продувка водоуказательных приборов и проверка исправности действия манометра должны быть произведены при давлении в котле 0,5 — 1,0 кгс/кв.см, а также перед включением котла в паровую магистраль.

Подтягивание болтов, шпилек, лазов, люков, лючков во время растопки котла должно производиться с большой осторожностью ключом без применения удлиняющих рычагов в присутствии лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов.
Для котлов с рабочим давлением до 0,6 МПа (6 кгс/кв.см) подтягивание шпилек, болтов и гаек разъемных соединений (лазов, люков, лючков, фланцев) допускается при давлении не более 50% рабочего давления котла, от 0,6 до 6 МПа (6 — 60 кгс/кв.см) — при давлении не более 0,3 МПа (3 кгс/кв.см), свыше 6 МПа (60 кгс/кв.см) — при давлении не более 0,5 МПа (5 кгс/кв.см).

Растопку котла ведут до момента достижения в котле разрешенного рабочего давления, то есть достижения стрелкой манометра красной черты. Затем растапливаемый котел подготавливают для включения в общую паровую магистраль. Время начала и окончания растопки котла записывается в сменный журнал.

Если статья оказалась полезной, в качестве благодарности воспользуйтесь одной из кнопок ниже - это немного повысит рейнинг статьи. Ведь в интернете так трудно найти что-то стоящее. Спасибо!

Оставить комментарий

  

  

Ваше мнение для нас важно!

Не ругаемся, не спамим, не пустословим, стараемся писать грамотно. Не кричим (сообщения заглавными буквами). Проявляем уважение к другим участникам обсуждения, соблюдаем правила. Спасибо!

Я не робот (обязательно)

Copyright © 2009-2014 mingas.ru – Мир природного газа | на сайте Все права защищены

RATING ALL.BY Рейтинг@Mail.ru