Газопроводы бывают наземными и морскими. Наземные газопроводы мы часто видим, особенно если путешествуем. Огромные трубы, по которых прогоняют газ, от одного места к другому, от одного населенного пункта к другому. Но можем ли мы увидеть морские магистральные газопроводы? Только на фотографиях интернета. Соответственно мы ничего не знаем о них.
Морские газопроводы достаточно специфический вид транспортировки природного газа. Во-первых — морской газопровод монтируется и ложится на морское дно. Это намного практичнее, дешевле и экологически безопаснее. При использовании морского газопровода, еще в начале его строительства, нам не нужно: валить лесные насаждения, тянуть трубы через сельскохозяйственные наделы (поля, пастбища), через населенные пункты и т.д., а это ни один километр. Это позитивно влияет и на окружающую среду — остается целой и невредимой экосистема, нет опасности для населенных пунктов, конечно при условии изначально надлежащего качества трубы, отсутствия утечек, и недопущения аварий.
Морские газопроводы, находясь на морском дне, практически изолированы от влияния деятельности человека, поскольку находятся под толщей воды и вдали от берегов. Если Вы думаете, что строительство морского газопровода достаточно долгий и трудоемкий процесс, то это не так. Уже доказано, что за один рабочий день можно построить около 2 500,00 — 2 800,00 метров трубопровода, а это намного выше темпов строительства наземного магистрального газопровода. При строительстве такого газопровода, нет нужды ставить столько компрессорных станций как на пути наземного (для наземных газопроводов свойственно устанавливать компрессорные станции с промежутком в 200 км., для морских газопроводов современные технологии позволяют устанавливать компрессорные станции на расстояние 1000-1200 километров), это намного уменьшает расходы по эксплуатации трубопровода. А также, не стоит обходить вниманием то, что каждая компрессорная станция производит выбросы в атмосферу озоноразрушающих веществ, так что морской газопровод наносит намного меньше вреда (компрессорных станций в 5-6 раз меньше).
Экономичность такого вида транспорта, означает что при строительстве материальные затраты будут компенсированы в будущем. Суммарные инвестиции, потраченные на строительство и эксплуатацию морского газопровода, уже через 20 лет будет порядком 10-12% меньше суммарной стоимости строительства и эксплуатации наземного газопровода.
Следует отметить, что сроки эксплуатации морских газопроводов, что подтверждено историей, могут достигать до 50-60 лет. (Например, на дне Средиземного моря находится действующий газопровод еще 70-х годов прошлого века.) Что достигается, в первую очередь, способностью подводного трубопровода выдерживать более высокое давление, так как снаружи трубы давит морская вода, что частично компенсирует давление изнутри.
Для большей безопасности, при эксплуатации морского газопровода, корме измерений давления внутри системы, также берутся показания температуры, состав газа на входе в систему и на выходе из нее. Сам трубопровод надежно защищен от коррозии, разных механических повреждений, которые могут быть вызваны мореходными суднами, якорем или иными механическими предметами больших габаритов.
Морской газопровод очень сильно зарекомендовал себя особенно в последние годы, ведь иногда намного ближе через море, чем вокруг по суше. Да и транзит газа получается дешевле, чем через территории других государств. Они сейчас используются практически всеми странами мира, в особенности странами средиземноморья.
Ярким примером такого подводного трубопровода является самый длинный морской газопровод Langeled, проложенный сложному донному ландшафту Норвежского моря (см. фото). Его длина составляет аж 1,2 тыс. км., и он соединяет между собой самое большое месторождение в Европе — Ormen Lange (Норвегия) и газовый терминал Easington (Англия, северо-восточное побережье). Его пропускная спрособность может удовлетворить 20% газового аппетита такого потребителя как Великобритания.
Также через море природный газ можно транспортировать специальными танкерами в виде СПГ.
Видеоролик по прокладке газопровода по дну моря:
Также одним из примеров морских газопроводов служит газопровод Северный поток , частично проходящий по дну Балтийского моря.
Интересно на какой глубине это все сооружается и кем? Просто хочется больше узнать об этом методе проведения газопровода. Его что, специально обученные дайверы строят?
Операторами газопровода являются StatoilHydro и Gassco. Лангелед имеет пропускную способность в 20 млрд куб.м/г., что 1/5 части годовой потребности Великобритании.